Feb 22, 2017 15:35
(Целевая установка - организация процесса социализации и формирования гражданина)
Естественный тип педагогики «обслуживал» первобытное общество. Совершенствование орудий труда (техническое и технологическое развитие) приводит человечество к аграрному производству, к частной собственности, к рабству и к отношениям социальной зависимости, к появлению классов и государства, городов, письменности и пр. И как результат - человечество от дикости и варварства переходит к цивилизации, прочно становится на его первую ступень - традиционное общество (впереди еще будут индустриальное и постиндустриальное общества).
Традиционное общество опирается на традиции, нормы, ритуалы, обряды. В нем доминируют социальные структуры (государство, церковь, сословия и т.п.), их ценности и цели. Значимость человека зависит не от его личных качеств, а от места в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.).
Картина мира задается стереотипом «свой-чужой». От перманентного решения дилеммы - единения «своих» и воспитания/подавления «чужих» (в лице «варваров», «басурманов», «инородцев», «инакомыслящих» и пр.) зависит социальная стабильность и даже само существование общества. Решение этих задач берет на себя государство, организуя в масштабах страны педагогическую деятельность по социализации и формированию гражданина.
Термины «социальность» и «гражданин» означают включение человека в структуру социальных ролей и соблюдения им правил и норм общежития, принятых в данном государстве (древнегреческий город-полис, Персидское царство, Московское княжество, императорская и советская России, Французская республика, США и т.д.). Жить в обществе и быть свободным от этого общества нельзя - «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Эти функции педагогики социализации присущи любому типу педагогической деятельности.
В качестве определения для целей данной педагогики подходят слова Екатерины II - «воспитание верноподданного слуги Отечества и добропорядочного гражданина».
Содержательно этот тип педагогики ориентирован на законодательство, административные правила и нормы, всевозможные кодексы. Концептуально он задается официальными государственными документами (типа «Закона об образовании»), а также представлен в авторских учениях. Так, история педагогики в России от Петра I до современности показывает, что практически все педагогические теории, предлагавшиеся В.Н. Татищевым, М.В. Ломоносовым, И.И. Бецким, Н.И. Новиковым, А.Н. Радищевым, В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, Д.И. Писаревым и др. представляли собой варианты педагогики социальности.
Методика педагогики социальности представлена системой норм и правил, регулирующих допустимое и недопустимое поведение: одни действия и поступки поощряются, другие наказываются, учитель указывает на правильное поведение и действия, или демонстрирует их сам, ученик подражает. Поощряемое и допустимое поведение может очень сильно различаться в разных социальных группах и слоях, поэтому образование и образованность становятся социальными признаками. Индивидуальное своеобразие и творческие порывы в этой педагогике относятся к наказуемым действиям (классический пример, казнь Сократа). Поощряется способность "быть как все", типичное усредненное поведение, исполнение ритуала, протокола, приличий.
Ученик в начале деятельности - «чужой», варвар, связано это с тем, что этого своевольного, не соблюдающего принятых правил и норм поведения ребенка/или взрослого необходимо включить в систему социальных ролей и сформировать его как лояльного политическому и социальному строю гражданина. Это касается как древних времен, так и современности. Например, одна из задач американской системы государственного образования в 1950-х годах звучала так: «начальные школы готовят детей иммигрантов разного происхождения к принятию норм, ценностей и убеждений демократического общества». В целом же «задача школы состояла в трансляции господствующей культуры и воспитании уважения к этой культуре. Посещение школы уже само по себе обеспечивало передачу необходимых знаний и чувств и считалось само собой разумеющимся» (Гудлэд Дж. Вот что называется школой. - М.; Просвещение, 2008. - С. 38-39).
Ученик в конце деятельности выступает уже как «свой», как гражданин данного социума, который знает как вести себя и в силу этого получает определенные права и блага от общества.
Мотивы и цели ученика связаны с его включенностью в жизнь общества, в соблюдении писанных и зачастую неписанных правил поведения во всех общественных местах, коими являются все те конторы, учреждения, ЖЭКи, управы, собесы, муниципалитеты и прочее, где все мы являемся учениками.
Интересна позиция учителя, роль которого доверена государственному чиновнику. С таким учителем-чиновником мы сталкивается с первых классов школы и далее во всей нашей повседневной жизни в любом государственном учреждении, куда мы приходим за справкой, за помощью, за оформлением пенсии, больничного листа и пр., одним словом - везде, где мы терпеливо приучаемся к стоянию в очередях, где подвергаемся унижению и оскорблению и где мы «воспитываемся» и формируемся как полноправные граждане своего государства.
Особо отмечу позицию педагогического пространства, школы: в традиционном обществе школой является все общественное пространство («публичное место», «присутственное место»), в котором находится воспитуемый. Всё, что находится вне публичности (прежде всего семья), не находится в фокусе власти и не подлежит регулированию. Поэтому в традиционном обществе России купец как «верноподданный слуга Отечества» законно требовал: «Ты, говорит, смотри в людях меня да на улице; а до семьи моей тебе дела нет». Его же поведение в семье как деспота и тирана начальства не касается. Это показал А.Н. Островский в пьесе «Гроза» (1859): «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!». Примечательно, что в сегодняшней РФ власть фиксирует эту же позицию: принят и вступил в действие Федеральный закон о декриминализации побоев в семье («Известия». 19 февр. 2017 г.).
Педагогика социальности - это массовая деятельность. Ее цели - внешние, социоцентрированные, ведущий педагогический закон - культуросообразность. Субъект деятельности - государство, оно организует эту деятельность и создает необходимые условия (формулирует цели и мотивацию ученика, обеспечивает ее учителями-чиновниками, организует школы и присутственные места как педагогическое пространство), осуществляет контроль за эффективностью социализации и воспитания гражданина.
педагогика,
история педагогики и образования,
методология педагогики,
Булкин