Самодеятельность в философии Фихте и педагогике Дистервега

Aug 04, 2023 18:19

Часть вторая

Философия Фихте и педагогика Дистервега

Наибольшее влияние философия И. Фихте оказала на педагогику.

Исторически складывалось так, что проблемы познания человеком себя и окружающего мира, общие теоретические наработки мыслителей относились к разряду философии. Но только те идеи и концепции, которые имели культурное и практическое значение; те, чья жизнеспособность проверялась в воспитании, обучении и образовании, то есть подтверждались и утверждались в сфере педагогики, удостаивались внесения в сокровищницу идейного наследия человечества.

Иначе говоря, философская теория только тогда обретала значимость и признание, когда она санкционировалась педагогикой, когда она непосредственно перерастала в педагогику, становясь “прикладной философией” (термин С.И. Гессена). Классические и образцовые примеры тому - древнегреческая пайдейя и философско-педагогические школы Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев, скептиков, киников.



В этом плане учение И. Фихте, его система наукоучения, рассматриваемая им самим как фундамент для других наук, в педагогическом ракурсе приобретает универсальный и всеобъемлющий характер. Именно так и видел свою философию И. Фихте: «Главная польза философии… негативная и критическая… Опосредованно, т. е. в той мере, в какой знание философии соединяется со знаниями жизни, у нее есть и положительная польза: она в широчайшем смысле слова педагогически влияет на все непосредственно практическое. Исходя из высочайших оснований философия учит пониманию того, как следует формировать цельного человека… ее влияние на умонастроение всего человечества, однако, нужно искать в том, что она придает ему силу, отвагу и веру в себя, показывая, что все это и его судьба в целом зависит исключительно от него самого, - тем, что она ставит человека на его собственные ноги» (Цит. по: Бур Манфред. - С. 29).

Аналогично подходил к связи философии и педагогики и Адольф Дистервег. В «Предисловии» к первому изданию своего «Руководства» он дал общую характеристику педагогике и ее взаимоотношения с философией: «Все сочинение - теоретически-практическое. Его целью является распространение правильных взглядов и улучшение практической деятельности. Это не философский труд, но он подчиняется основным философским идеям, а именно идеям эмпирической философии или опытной науки о душе. Педагогика не чисто умозрительная система, но совокупность законов и правил, которые почерпнуты из размышлений о природе человека и результатах долгого опыта. Если она хочет претендовать на всеобщее применение, то ей не следует основываться на новой, еще не выдержавшей испытания и не вошедшей в жизнь системе, даже если бы последняя была самой правильной в научном отношении. Ей необходимо придерживаться выводов из общепризнанных принципов».

И здесь же А. Дистервег указал на «главное средство» формирования человека - на «самодеятельность»: «Целью развития несовершеннолетних детей, которая достигается посредством обучения и воспитания, я считаю зрелость, проявляющуюся в способности самоуправления и самоопределения. Главным средством, ведущим к этому молодежь, является самодеятельность, благодаря которой человек развивает свои внутренние силы и формируется» (А. Дистервег. - С.64).

Исторически европейскому человечеству чрезвычайно повезло: в одной стране (Германия), двумя мыслителями, практически современниками  (А. Дистервег был младше И. Фихте на 28 лет) были созданы две великие теоретические системы - философия Фихте (которая, по оценке современника Ф. Шлегеля, была вторым, после Французской революции, величайшим событиям эпохи) и педагогика Дистервега, задавшая в 1835 г. «Руководством к образованию немецких учителей» западным обществам научные основания выбора целей, путей, смыслов и содержания процессу образования человека.

Отмечу, что А. Дистервег (1790-1866) вырос, сформировался и жил в обществе, пронизанным идеями великих философов - И. Кант, И. Фихте, И. Шеллинг, В. Гегель. Но именно Фихте был для него кумиром и образцом для подражания. Доказательство тому и одновременно пример глубокого уважения и преклонения перед Фихте - своего учителя в педагогике И. Песталоцци  Дистервег  почтительно называл “педагогическим Фихте”.

Закономерно, что «Руководство к образованию немецких учителей» пронизано идеями, понятиями, терминологией Фихте. Только термин «самодеятельность» используется 72 раза. В то же время, вполне естественно, что фихтевские идеи им специально не вычленяются и не оговариваются: к чему говорить о том, что и так всем известно.

Весь текст «Руководства» свидетельствует, что А. Дистервег позаимствовал из философии и творческого наследия И. Фихте не просто идею самодеятельности. Он наследовал систему и смыслы наукоучения практически во всей совокупности идей как «выдержавшие испытания и вошедшие в жизнь» Германии того времени.

Дистервег, следуя учению Фихте о построении системы, создал педагогическую систему, опирающуюся на один принцип, «на котором базируются все другие, которое поддерживает и на котором покоятся все остальные, которое поэтому называется в подлинном смысле этого слова основным положением, высшим основным принципом» (А. Дистервег. - С.214).

Итак, категория самодеятельности, ориентировавшая философию Фихте на человека как субъект деятельности, приложенная к сфере педагогической деятельности, выступает в теории педагогики как её базовый принцип - «принцип самодеятельности», а в практике воспитания, обучения и образования как закон, регулирующий педагогический процесс во всех его составляющих - цели, субъекты, содержание, формы, методы, результаты.

Как принцип науки педагогики самодеятельность предоставляет ответы на классические вопросы - кого, чему, как и для чего учить, воспитывать, образовывать.

А. Дистервег о самодеятельности и главных педагогических вопросах

- «Поставленный во главе воспитательный и образовательный  принцип - самодеятельность на служении истине, красоте и добру, заключающий формально-субъективный (самодеятельность) и реально-объективный момент (истина, красота, добро), может не всякому прийтись по душе благодаря его универсальности, которую, однако, не следует смешивать с неопределенностью. Но эта универсальность является преимуществом». (А. Дистервег. - С.6).

- «Собственно человеческое в человеке - это его самодеятельность. Все человеческое, свободное, самобытное проистекает из этой самодеятельности…

Воспитание простирается лишь в пределах этой самодеятельности; лишь насколько хватает самодеятельности человек способен воспринимать образование от других или приобретать его самостоятельно.

Главная цель воспитателя должна поэтому заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии сделаться распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни.

Самодеятельности он должен сообщить высшую силу, жизнеспособность и всеобъемлющий охват и подчинить ей летальные духовные и физические силы. Следовательно, высшая задача образования, субъективная основа его - развитие самодеятельности»  (Там же. - С.71-72).

- «Главной задачей всякого воспитания и всякого обучения в формальном отношении остается поэтому развитие самодеятельности воспитанника» (Там же. - С.127)

- «Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования, и свободное самоопределение - его цель, вполне зависят от свойств и силы задатков и заложенного в них генетического принципа, а также от рода возбуждения. Но и при этих условиях они являются собственным созданием человека, не подарком, а приобретенной им постоянной неотъемлемой собственностью, от обладания которой нельзя отказаться, так как она составляет сущность и создание самого ума» (Там же. - С.118)

- «Быть человеком - значит быть самодеятельным в стремлении к разумным целям» (Там же. - С.72)

- «Самодеятельность - средство и одновременно результат образования, и свободное самоопределение» (Там же. -  С.127).

- «Высшую ступень развития души составляет ее самодеятельность» (Там же. - С.127)

Самодеятельность в истории и современности

Само существование человечества и его педагогическая истории начинаются с самодеятельности. Весь период первобытного общества (порядка 30 тыс. лет) есть период самодеятельности в формировании человека.

Педагогическая самодеятельность обеспечивает становление человека. Схема проста: человек имеет две сущности - биологическую и социальную. Биологическая дана природой, социальная - обществом. Социальная природа человека начинает формироваться сразу после рождения и целиком зависит от окружающей среды. Социум (семья, группа, племя, сословие, общество) формирует из родившегося ребенка нужного ему члена. «Роль образования в социальной жизни аналогична роли питания и воспроизводства для физиологического существования» (Дьюи Дж. Демократия и образования. - М.: Педагогика-Пресс, 2000, - С.14).

Какой тип человека нужен конкретному обществу - зависит от самого общества. Первобытному обществу нужен был всесторонне и гармонично развитый соплеменник, который выполнял все функции, возлагаемые на взрослого члена социума (охотник, воин, защитник, следопыт, лекарь, отец, муж, друг и помощник и т. д.). Всего этого он добивался сам - своею активностью, желанием учиться и совершенствоваться, своей волей, вниманием, памятью, мышлением и прочее.

Человек первобытного общества был самодеятельным человеком. Его знания, умения и навыки - это те компетенции, которые обеспечивали существование и выживание его и его племени не только здесь и сейчас, но могли быть востребованы не только ближайшим будущим, но были рассчитаны и на отдаленную перспективу.

Самым наглядным доказательством эффективности педагогической самодеятельности человека первобытного общества является выживание человечества, то есть наше с вами существование.

В европейской цивилизации также имеется период самодеятельности в формировании человека (примерно полтысячи лет в истории Древней Греции - с V в. до н.э.).  Педагогическая мысль была представлена знаменитой пайдейей, означающей тот путь, который должен пройти свободный человек, изменяя себя в стремлении к идеалу духовного и физического совершенства (калокагатии) посредством овладения культурой, обретения мудрости, мужества, благоразумия, справедливости и других воинских, гражданских, нравственных, интеллектуальных добродетелей (арете).

Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в какой-либо области, а человек как личность, в основе которого лежит идея гармонично развитого человека.

Однако история распорядилась так, что в последующих веках, начиная с Римской империи первых веков нашей эры, о педагогике начали говорить практически и исключительно как о методике представления, усвоения и воспроизводства знаний. Педагогика трактовалась как дисциплина о воспитании и «книжном учении» в специальном социальном институте - школе.

Такую «педагогику» английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) включает в свою классификацию наук, обозначая ее то как «искусство передачи знаний», как «учение о передаче знаний...» и о «порядке прохождения материала и методики обучения», то как учение о «воспитании детей и юношества» (Ф. Бэкон. Сочинения в двух томах. Т.1. М., «Мысль», 1977. - С. 379, 381).

С Нового времени, точнее со второй половины XVIII столетия,  во Франции  начинается и продолжается по сей день в масштабе Западной цивилизации (в XIX-XX вв. затронул и Российскую империю) сегодняшний период самодеятельности в европейской культуре (педагогическая веха - публикация романа Ж.-Ж. Руссо «Эмиль» 1762 г.).

И только к временам И. Канта философская мысль поднялась до уровня рассмотрения педагогики как науки о становлении человека.

И. Кант предлагал три правила воспитания, позволяющие развить в ребенке независимость:

1. Ребенку с самого раннего возраста нужно предоставлять максимальную свободу, за исключением тех случаев, когда он может сам себе навредить, и при условии, что своими поступками он не будет мешать свободе других;

2. Ему следует внушать, что он сможет достичь своих целей только в том случае, если он и другим даст возможность достигать своих целей;

3. Ребенок должен понимать, что его заставляют слушаться для того, чтобы дать ему возможность пользоваться своей свободой, и что его воспитывают таким образом, чтобы он впоследствии был свободным, то есть не зависел бы от опеки других (Кант, И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - С. 458).

Здесь же, в трактате «О педагогике», И. Кант напомнил о древнегреческой пайдейе: «Всего основательнее изучается и всего лучше удерживается то, что выучишь как бы сам собой». И далее: «Образование должно основываться на сократовском методе… нужно следить за тем, чтобы разумные знания не преподносились детям извне, а зарождались в них самих» (Там же. - С. 481).

И. Фихте, как преемник великого философа, в своем наукоучении представил  смыслы всех антропологических, культурологических, философских и прочих теорий и практик, накопившиеся в европейской жизни к началу XIX в., суть которых концентрировалась в двух тезисах: Самодеятельность «учит пониманию того, как следует формировать цельного человека…» и «Только тот свободен, кто хочет все сделать вокруг себя свободным...» (И. Фихте, Т. 1. - С.477).

В последующие два столетия европейская педагогика развивается в рамках, высказанных Фихте и сформулированных Дистервегом.

В западных странах по мере их демократического развития сложился всеохватывающий тип педагогической деятельности - педагогика самодеятельности. К этому типу относятся многочисленные учения европейской педагогики - эволюционизм Г. Спенсера, вальдорфская педагогика, педагогика Монтессори, гуманистическая педагогика, педагогика инструментализма Дж. Дьюи, экзистенциализм, педагогическая антропология и многие другие.

В российской империи педагогика самодеятельности появляется в учении Н.И. Пирогова о «формировании внутреннего человека». Вся педагогическая деятельность (как теоретическая, так и практическая) П.Ф. Каптерева связана с педагогикой самодеятельности.

В РФ педагогика самодеятельности была представлена в учении А. Тубельского о личностно-ориентированном образовании.

К слову сказать, были и декларации о педагогике самодеятельности , даже на уровне законодательства (см. ФГОС 2012 и Закон «Об образовании» о «деятельностном подходе», «личностно-деятельностном подходе», «системно-деятельностном подходе» в образовании).

В настоящее время педагогика самодеятельности представлена в «Школе антропологии будущего» А. Асмолова (сомневаюсь только, что там ведают, что «говорят прозой» Дистервега).

На сегодняшний день системы образования тех стран, которые в качестве теоретического фундамента используют педагогику самодеятельности, добились наивысших результатов в формировании стратегического ресурса развития любого государства - свободного цельного человека.

В западном мире имеются страны, в которых педагогика самодеятельности представлена на национальном уровне - возведена в ранг педагогической теории для государственной системы образования. Это США и Финляндия, чьи успехи в деле образования общеизвестны.

Национальная система образования США была переведена на педагогику самодеятельности с начала 60-х годов ХХ столетия.  В 1958 г. Конгресс принимает закон “Акт о развитии образования в целях национальной обороны» и обеспечивает финансирование основного направления реорганизации американской школы - подготовка интеллекта нации.

Национальная ассоциация образования США разрабатывает соответствующие программы преобразования школы: «“Школа должна сосредоточить свое внимание на таких задачах, как учить умениям учиться, приобретать самостоятельно новые знания, решать новые проблемы, развивать мыслительные процессы, формировать основные учебные навыки, учить пониманию ведущих концепций и принципов”. Решение этой задачи определит успех остального. Человек, у которого развиты мыслительные процессы, будет заботиться о здоровье, будет хорошим семьянином, экономным покупателем, разумным избирателем и т.д. “Задача, которая покрывает и пронизывает другие учебные задачи, так сказать, главная нить образования - это развитие способности мысли. Это центральная задача, так сказать, главная нить образования - это развитие способности мыслить”» (Малькова З.А. Современная школа США. - М., «Педагогика», 1971. - С.69).

Финляндия вступила на путь педагогики самодеятельности в конце ХХ столетия, но уже с 2016 г. государственная школа начала работать по новой программе образования учащихся, «которые умеют думать, принимать участие в жизни общества, заботиться о себе и использовать компьютерные технологии при поиске информации, а также анализировать найденную информацию».

В школьной программе выделено семь главных целей. Задачи таковы: 1. научить детей самостоятельному мышлению и умению учиться; 2. межкультурной коммуникации; 3. заботиться о себе; 4. информационной и медиаграмотности; 5. компьютерным технологиям; 6. навыкам трудовой жизни и предпринимательству; 7. навыкам участия в социальной жизни и общественного влияния. (Независимая газета, 17.08.2016).

Заключение

Сегодня философские мысли Иоганна Готлиба Фихте, его идеи «самодеятельного Я»  представляют наибольший интерес из всех предшествующих философских учений.  «Философия - говорил Фихте - не есть сухая спекуляция, не есть копание в пустых формулах... а она есть преобразование, возрождение и обновление духа в его глубочайших корнях: создание нового органа и на его основе нового мира во времени» (Цит. по: Манфред Бур. - С. 23). Фихте созвучен нашему времени. Более того, он актуален ему. Особенно в педагогике и образовании  - там, где люди говорят языком Фихте.

педагогика, философия, Фихте, Дистервег, Булкин

Previous post Next post
Up