начала было писать текст с размышлениями на тему религий, института церкви, способности немалого количества современных людей во всё это верить и собственного недоумения по этому поводу... потом что-то передумала (кажется, уже не в первый раз), всё стёрла. лучше не буду, потому что совершенно не хочу никого обидеть в его религиозных или каких-либо
(
Read more... )
Reply
Reply
а их множество
Reply
Reply
вообще говоря, не очень понятно, где заканчиваются традиционные для данной культуры религиозные догматы и где начинается понятие некой абсолютной совести?
ну и для действительно верующего число недопустимых вещей значительно больше, чем для просто совестливого человека - в быту мы не задумываемся просто над этим, но множество поступков, которые мы ежедневно совершаем, в том же христианстве расценивается как грех - и это окружает нас, и для верующего это очень серьезное испытание - еждневное и ежечасное
Reply
*для действительно верующего число недопустимых вещей значительно больше, чем для просто совестливого человека*
а именно? что-нибудь конкретное можно? только не из серии религиозных же ограничений (а ля пост или там хождение исповедоваться каждый третий четверг пятого месяца), а что-то из мирского жизненного.
Reply
там вполне достаточно грехов, полный набор - гордыня, что нами движет, зависть, осуждение, уныние
если вдуматься, то очень много наших поступков, не только мыслей, продиктованы именно этими вещами
чудовищно много
и совесть - некая идеальная совесть - совсем не рассматривает уныние, например, как нечто запретное, а во многом совесть и не запрещает всякие мысли, а только поступки
Reply
гордыня (не умение прощать и т.п. из-за неё) опять-таки не могу не считаться плохим, хотя бы потому, что она мешает жить, как самому себе, так и окружающим тебя.
зависть - это вообще, по-моему, одно из самых плохих и непродуктивных чувств. опять-таки мешает жить и портит ее, толкает на плохое. разве кто-то может считать это хорошим чувством?
осуждение... ну, тут не все так однозначно... тем более не сама ли церковь в первых рядах так любит этим заниматься?
уныние... по счастью (или несчастью?), человек не так примитивен и прост. помимо совести у него есть еще, например, здравый смысл, который подскажет ему, что унывать - только терять время, нужно действовать, и природное желание психологического комфорта, которое опять-таки заставит стараться избегать или выйти из этого состояние, потому что оно неприятно.
Reply
я не к тому это говорю, что неверующий человек не может быть хорошим, ты понимаешь
Reply
Reply
это все очень неоднозначно
с одной стороны - ты имеешь четкие и понятные ориентиры, с другой - значительно более жесткие критерии хорошо-плохо, с одной - цель, с другой - человеческую природу, которая очень восприимчива к соблазнам - ее никто не отменяет и вера ее не устраняет никак
многие считают, что мол - тот кто верует, он кагбэ автоматически в "домике" - а это совсем не так
Reply
Reply
так что - не так просто
ориентир
маяк
вот ты плывешь ночью в холодной и неспокойной морской волне - и есть маяк
он тебе поможет?
ты знаешь куда плыть - а вот доплывешь или нет? от маяка это не зависит
Reply
а если так? плывешь ты ночью в неспокойной воде, веришь, что видишь свет маяка и плывешь по нему; или видишь свет маяка, но полностью уверен, что это обманка, мираж...
Reply
насчет второго абзаца не уверен, что понял ) это уже викторина какая-то
я говорил про наличие ориентиров и возможности им следовать - никак одно не обозначает другое
Reply
я тебя поняла, но под своими словами подразумевала, что без веры и ориентиров как бы, получается, нет... по крайней мере, ты не можешь быть в них так уверен, как верующий человек, который принял для себя какие-то уже установленные законы, правила и т.п. и следует им, используя в качестве ориентиров. неверующий же должен создавать себе эти ориентиры сам.
Reply
Leave a comment