Географическое местонахождение не имеет значения. Европейская цивилизация - это цивилизация, где сверхценность - свобода. В азиатской цивилизации свобода вообще не ценность. А для русской цивилизации свобода - ценность, но не главная. Поэтому мы не межеумки между Европой и Азией, а маргиналы Европы.
Помните, был проект Уральской республики? Это бред. Но тем не менее он абсолютно в уральской традиции.
Проблема в том, что идентичности никуда не деваются, а значит, и конфликты остаются. Либо между национальностями, либо между столицей и провинцией. Это же разные миры. Чтобы согласовать их друг с другом, их надо хотя бы знать.
Для Пушкина пугачевщина была войной черни против знати. В советское время ее понимали как войну угнетенных против эксплуататоров. А в наше время ее можно трактовать как борьбу за идентичность: яицкие казаки не хотели жить как оренбургские, башкиры не хотели жить как русские, крестьяне не хотели жить как рабочие, рабочие не хотели жить как казаки и так далее. Борьба за идентичность принимала разные формы. В степи казачий бунт, на заводах гражданская война, в Башкирии - национально-освободительная. В Башкирии двести лет каждое новое поколение выходило на войну против России - но не против русских. Это были войны, которые могли порушить державу.
В Оренбурге есть ученый - Александр Чибилев. По гранту Российского географического общества он уточняет границу Европы и Азии. Вроде бы краеведческое дело - где поставить обелиск: в Оренбурге или в Орске? Но Чибилев завершает дело, начатое Птолемеем. И по результатам его работы треть Казахстана окажется в Европе, Казахстан сможет войти в Евросоюз и азиатская цивилизация вторгнется в оплот европейской. Вот это - глобальное в локальном. В Оренбурге Чибилев основал единственный в России Институт степи. Ничего такого в Перми ему бы не светило - не потому, что степи нет, а потому что власть такая. И одна из идей этого института - перевод животноводства на полукочевой принцип, потому что степи плодороднее полей и лугов. Эта идея - тот самый постиндустриальный продукт, который дает модернизация культуры по местной идентичности, а не по актуальному искусству.
От Перми до Оренбурга, например, расстояние почти такое же, как от Москвы до Варшавы; но почему, если я еду из Москвы в Варшаву, я совершаю путешествие, а если из Перми в Оренбург - значит, сижу дома как приколоченный?
и прочие умные вещи говорит
писатель Алексей Иванов в интервью журналу "Русский репортёр". Я особенно поддерживаю идею перевода животноводства на полукочевой принцип.