У меня тоже есть опросов, кощунственных для всех советских людей.
Согласны ли вы со следующими высказываниями?
Poll
Теперь про пресловутый опрос «Дождя». Понятно, что нотации про моральную «красную черту», которая выше любого закона - это, в данном случае, псевдоэтическая хуита, даже безотносительно к удобству повода для травли единственного популярного телеканала, у которого имеется кое-какой спинной хребет. Но, мне кажется, телеканал упрощает. Сослагательная история, конечно, занятие не очень продуктивное, но по моим представлениям, в случае оккупации Ленинграда могло произойти следующее:
- Нацисты наверняка убили бы всех евреев, которых смогли бы найти. См. Бабий Яр. Это несомненная часть «цены вопроса», если уж кому-то пришло в голову его ставить.
- Большинство военнослужащих Ленинградского фронта постигла бы участь советских военнопленных в немецком плену.
- Согласно сохранившимся документам, у немцев не было намерения кормить население Ленинграда. С другой стороны, и убивать сразу всех они вроде бы тоже не собирались. Скорее всего, как в Киеве и других городах, образовалась бы некая полутеневая оккупационная экономика, с некоторой возможностью покинуть город и прокормиться где-то еще. Вероятно, многих угнали бы на принудительные работы в западные части рейха. Советские функционеры и многие интеллектуалы с высокой вероятностью были бы убиты или отправлены в концлагеря.
- Степень разрушения города зависела бы от хода боевых действий до его освобождения, от намерений и практических возможностей немцев. Пригородные дворцы Петербурга они разграбили и сожгли при отступлении, но даже исторический центр города это другой масштаб. С одной стороны, есть разрушенная Варшава, которую нацисты покарали за то самое восстание. С другой стороны, Краков и Прага избежали систематического разрушения.
С учетом вышеперечисленного, мне не кажется, что вопрос имеет смысл ставить так, как это сделали на «Дожде». С другой стороны, многие из тех, что зашлись в пафосе негодования, должно быть, считают, что символическое значение и культурные ценности нужно было оборонять любой ценой, а кто больше о людях думает, тот либеральный апологет фашизма. А вот страдания и гибель людей питают священный огонь нашего державного пафоса. Двоемыслие? Нет, не слышал.
Добавлено: Пока шум да балаган, я подписался на «Дождь», посмотрел
ту самую передачу и узнал имя автора идеи.
Это писатель и фронтовик Виктор Астафьев.