В региональной вкладке "Эксперта" - журнале "Эксперт-Урал" вышло 2 материала -
интервью с губернатором Челябинской области Борисом Дубровским и обзор
проекта Южноуральского ТЛК, связанные общей идеей - каким будет развитие южноуральской экономики и промшленности в среднесрочной перспективе/
ТЛК «Южноуральский» задумывался как распределительный центр для грузов из Западного Китая, как входная точка транспортного коридора Урумчи (Китай) - Достык (Казахстан) - Карталы (Россия, юг Челябинской области). Сейчас доставка из Урумчи до Челябинска, если везти груз по территории Китая, а затем использовать Транссиб, занимает 36 дней - груз преодолевает расстояние в 12 тыс. км. Морским путем (сначала из Урумчи до Шанхая или Гонконга наземным транспортом, затем до Санкт-Петербурга - морским, и до Москвы с последующим распределением по регионам - снова наземным) - 53 дня и 27 тыс. км. До «Южноуральского» грузы реально доставлять контейнерными поездами за десять дней.
Важность проекта для экономики области в одной цифре:в 2013 году объем экспорта и импорта между Россией и Поднебесной составил почти 89 млрд долларов (на втором месте Нидерланды с 76 млрд долларов, на третьем - Германия с 75 млрд долларов).
Кроме того, на прилегающей к ТЛК территории могут быть организованы, к примеру, сборка бытовой техники, производство автокомпонентов, строительных материалов и продуктов питания. По мнению опрошенных "ЭУ" экспертов, строительство логистических парков - далеко не единственный момент, на который области необходимо обратить внимание. Хабом может стать только регион с развитой инфраструктурой - автодорогами, железнодорожными грузовыми дворами, контейнерными терминалами и т.д.
В интервью Борис Дубровский важным кластером специализации области выделяет создание станков, которые используют
аддитивные технологии, технологии послойного синтеза. Это могло бы стать изюминкой, на этом можно специализироваться. Другая специализация - литье станины, корпусное литье. Металлурги у нас есть, есть мощности для литья. Это нужно всей станкостроительной отрасли, которая все равно будет развиваться и локализоваться на территориях.
Для реализации проекта необходимо литье, аддитивные технологии и взаимодействие с некими (они уже есть) западными компаниями. Станкостроение - это же верх машиностроения. Именно об этом президент РФ рассказывал, когда говорил об импортозамещении. Без станков мы ничего не сможем сделать.
О перспективных проектах:
- «Сила Сибири» - крупнейший инфраструктурный проект российского ТЭК, который как минимум на следующий год загрузит мощности Челябинского трубопрокатного завода. Это чувство уверенности в завтрашнем дне, которое мы утратили после выхода из социализма
- Для «Мечела» хорошим подспорьем стало бы участие в инфраструктурном проекте РЖД по строительству линий высокоскоростного движения и линий с повышенной грузонапряженностью. Предприятие готово катать стометровые рельсы: рельсобалочный стан мощностью в 1 млн тонн продукции в год был собран еще пару лет назад.
- Бизнес занимается импортозамещением. Если ты можешь освоить технологии, найти инвесторов и сэкономить на логистике, то при массовом производстве обеспечишь себе доходность. То же и в агропроме. Раньше ведь и мяса птицы много везли на Южный Урал. А теперь мы полностью себя обеспечиваем и в другие регионы везем.
- Несмотря на отсутствие моря, мы можем поставить перед собой задачу - туризм должен приносить деньги в регион. Нужно убедить население каждой деревушки, что это малый и средний бизнес, благосостояние региона, что нужно улыбаться гостям, а не только места в доме предоставлять и тропинки показывать. В Европе ставят герань на окошко, чтобы понравиться туристам, а у нас ставни криво висят.