Февральский смысл.

Jun 18, 2011 00:15

 Почти сто лет отделяют нас от памятных событий Февраля 1917 года. Но мы так до сих пор и не можем понять: как это случилось? Как русская армия могла так быстро развалиться? Как солдаты, неоднократно проявлявшие мужество на передовой, в запасе и в тылу в одночасье стали дезертирами, преступниками и убийцами? Почему в глазах других они выглядели героями и спасителями, как Тимофей Кирпичников?
Ну и почему генералы, клявшиеся в верности в начале войны, так легко изменили своему Государю? Это, пожалуй, главный вопрос, на который ответ не дан до сих пор.
Да и не хочется историкам давать его, а тем самым признавать сам факт измены.
Проблема в том, что мы не можем воссоздать обстановку тех событий. О данном периоде написано мало литературы. Кинокартин, детально раскрывающих происходящее в те годы, нет вообще. Авторы художественных произведений предпочитают обходить Февраль стороной. Писателям неприятно осозновать тот ужасный контекст, в котором проходил переворот. Ну не пишут люди, что тут поделаешь?
Однако можно поступить по-другому.
Если рассматривать Февраль строго как политическое событие, ничего нового вы не найдете. Эта версия уже расписана вдоль и поперек советскими историками с точки зрения теории классовой борьбы - "Народ восстал против режима буржуазной тирании". Но вот если рассмотреть его, как событие, безусловно, имевшее военно-стратегическое значение и предпринять попытку соединить два фрагмента воедино, можно прийти к любопытным результатам.
Надо понимать, что в условиях войны, а особенно Мировой, главную роль играет армия. Ведь от ее готовности воевать зависит и жизнь Государства: сохранит армия боеготовность - и можно рассчитывать на успех, в противном же случае Государство обречено: его, в лучшем случае - подвергнут разорению, в худшем - оккупирует и расчленит армия противника.
В любом случае, рассматривая данный период, нужно понимать, что в момент начала Великой Войны никто, собственно, и не знал о том, что она будет Мировая. Поэтому будет неправильным обвинять Вильгельма II, Франца-Иосифа или Николая II в "развязывании Мировой Войны". Откуда они знали, какой она будет, а тем более, чем закончится?
Не знали этого и солдаты, которым, собственно, предстояло воевать. Они уже мечтали о быстрой победе, о том, как поднимут Императорский штандарт над Берлином, как повергнут нечестивого Вильгельма к ногам своего Монарха и как освободят Львов от австрийского ига.
Но начало военных действий полностью похоронило надежды солдат. Поражение армии Самсонова не позволило русским добиться быстрой победы. А настоящим испытанием стала оборона крепости Осовец в Польше:
«Не добившись успеха огнем артиллерии и многочисленными атаками, 6 августа 1915 г. в 4 часа утра, дождавшись нужного направления ветра, германские части применили против защитников крепости отравляющие газы, состоявшие из соединений хлора и брома. Противогазов защитники крепости не имели. По свидетельству очевидцев, под действием газов трава желтела, листья на деревьях сворачивались и опадали. Газы нанесли огромные потери защитникам Сосненской позиции - 9, 10 и 11-я роты Земляческого полка погибли целиком, от 12-й роты осталось около 40 человек при одном пулемете; от трех рот, защищавших Бялогронды, оставалось около 60 человек при двух пулеметах. В 12 км от места выпуска газа, в деревнях Овечки, Жодзи, Малая Крамковка, было тяжело отравлено 18 местных жителей.
Считая, что оборонявший позиции крепости гарнизон мертв, немецкие части перешли в наступление. В атаку пошли 14 батальонов ландвера - не менее семи тысяч пехотинцев. Когда немецкая пехота подошла к передовым укреплениям крепости, им на встречу в контратаку поднялись оставшиеся защитники первой линии - остатки 13-й роты 226-го пехотного Земляченского полка, чуть больше 60 человек. Контратакующие имели ужасающий вид - с изувеченными химическими ожогами лицами, замотанными в тряпки, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Неожиданная атака и вид атакующих повергли немецкие подразделения в ужас и обратили в паническое бегство. Несколько десятков полуживых русских бойцов обратили в бегство части 18-го полка ландвера. Атаку горстки русской пехоты поддержала крепостная артиллерия. Позже участники событий с немецкой стороны и европейские журналисты окрестили эту контратаку как «атака мертвецов».
Итак, появились новые виды вооружения: пулеметы, минометы, танки. Начали применяться газовые атаки. Была создана авиация.
Все это было страшным оружием человеческого истребления в руках воюющих сторон. До этого времени еще ни один конфликт не отличался такой огромной массовостью жертв. Потери всех держав-участниц в войне составили более 10 миллионов человек.
Также необходимо отметить, что это был совершенно новый вид военного конфликта: на истощение. Кто сойдет с дистанции первым, тот и проиграл. Новые виды вооружения не позволяли провести "быструю победоносную войну", так как могли уничтожать целые дивизии. Такой неожиданный поворот событий способствовал массовому падению боевого духа и патриотического настроя, столкновению солдат с перспективой долгого и изнурительного пребывания на фронте с весьма высокой вероятностью лишиться руки, ноги, лица или глаза.
Когда люди понимают, что в любой момент они могут умереть мучительной смертью, оказавшись под гусеницами танка или задохнувшись от хлора, было бы наивно полагать, что они и далее будут спокойно сидеть в окопах и на крепостных бастионах, совершенно не желая поскорее оттуда улизнуть.
Солдаты, поняв, что они находятся в настоящей мясорубке, желали скорейшего окончания войны. Любое же затягивание конфликта встречалось ими враждебно. Именно это, а отнюдь не начавшийся после октябрьского переворота передел земли, было самым действенным мотивом разложения в войсках.
Процесс же разложения на флоте имел куда более внушительные масштабы и скорость. Ибо, если солдаты своими глазами видели, как унтер-офицеры бесстрашно совершали вылазки на вражеские позиции, то на корабле во время боя офицер уходил в боевую рубку, чтобы оттуда управлять кораблем. Он не подставлялся под пули и снаряды, а доверял эту "честь" рядовым матросам.
То есть, здесь имел место быть дополнительный фактор - ненависть к офицерам. Куда большая, чем в армии.
Глупо утверждать, что процесс разложения вооруженных сил с самого начала приобрел необратимый характер. На самом деле существует множество механизмов пресекновения пораженческих настроений в войсках. В Царской России за дезертирство в военное время, как известно, полагался расстрел.
Так почему же все-таки произошло восстание? И почему подняли его части Петроградского Гарнизона, не бывавшие до того момента на фронте?
Рыба, как известно, гниет с головы. И этот вариант не является исключением. Разложение началось сверху, то есть с офицеров. Оно проникло в аппарат управления русской армии, тем самым парализовав его. Это означало парализацию всей военной машины России. А, как уже отмечалось, в такую войну жизнь армии равноценна жизни государства. Почему начали "гнить" офицеры, разрабатывавшие лучшие операции Великой Войны? Причин несколько. Они не верили в победу России, "устали" от войны. Но главное: считали, что Государь осуществляет весьма посредственную роль в управлении армией. И это прекрасный вариант для думцев, давно хотевших власти - военные, сомневающиеся в компетентности своего Монарха, в руках которых находится огромная вооруженная масса людей, которая может поддержать будущих заговорщиков. Например, известно о дружбе между Гучковым и Гурко, начавшейся еще в период Трансваальской войны.
То есть думцы для генералов были ближе. Они больше устраивали их в политическом плане, чем Николай II. Они знали друг друга лично и поддерживали хорошие отношения, что способствовало проникновению в военную среду антимонархических взглядов и тем самым разлагало офицеров. Офицеры хотели больше военной власти, думцы же хотели власти государственной. А ведь и командование войсками и управление государством - прямые прерогативы Монарха. Иными словами, имел место быть сговор кругов элиты с целью захвата власти и устранения Монаршьего лица.
Куда же смотрел Государь, когда его заклятые враги вербовали союзников среди высшего командования? Был в Петрограде. И это, пожалуй, главная ошибка Государя. Она состояла в том, что Николай, будучи одновременно Главой Государства и Верховным Главнокомандующим, не мог контролировать правительство и штаб одновременно, в силу географической удаленности одного ведомства от другого. Почему Царь не перенес Ставку в Петроград? Ответ такой: Он, увы, не мог предполагать, что Война приобретет такие масштабы, которые будут угрожать внутриполитической обстановке в стране. Тем более, пост Верховного Главнокомандующего в русской армии в Великую Войну появился впервые. Да и не он один допустил этот промах.
Вильгельм II, к примеру, вообще перенес Ставку на территорию оккупированной Бельгии. Ну и, соответственно, наступил Ноябрь 1918 года, когда Вильгельм, будучи в бельгийском городе Спа, узнает о восстании в Киле и об измене в Берлине, но ничего уже не сделать - Берлин потерян. То есть было бы неверно полагать, что разложение настигло только русскую армию. Нет. Оно настигло почти все действующие тогда армии. В том числе и германскую. Германские офицеры также разочаровались в своем монархе, разуверились в победе. Об этом писал летом 1918 года генерал Людендорф.
Но здесь рассматривается разложение русской армии в контексте Мировой войны. Потому что изнурительные четыре с половиной года танково-газовых ужасов сведут с ума любого, самого стойкого солдата.
И тогда становится понятно, почему даже запасники Петроградского Гарнизона выступили против Царизма. Им было ясно, что и их очередь "дышать хлором" скоро подойдет. И, естественно, они были готовы на все, чтобы избежать такого поворота событий. Банальная трусость, вылившаяся в измену. Но сразу выступить не решались - а вдруг восстание подавят, а зачинщиков расстреляют? Нужна была искра. Этой искрой и послужил выстрел Кирпичникова в своего начальника, штабс-капитана Лашкевича. И главное: никто не помешал осуществить задуманное. А далее началось то, что было уже не остановить...
"Кругом измена, трусость и обман" - эти слова Государь записал в Дневнике 2 марта. Он абсолютно верно прочувствовал природу этого бунта. Но уже ничего не мог изменить...
А после 2 марта солдаты стали дезертировать из действующей армии группами. Как и матросы.
Вот и все.
Далее - выводы:
- Армия развалилась не единомоментно, с "Приказом №1", а в результате длительного процесса нарастания в войсках антивоенных, и, как следствие, антимонархических настроений.
- То же самое касается флота.
- Высшие командующие не только не помешали развитию этого процесса, но, наоборот, в силу своих же собственных настроений, способствовали его разрастанию.
- Все вышеуказанное в полной мере устраивало "антиниколаевские" силы, которые намеревались извлечь из данных процессов личную выгоду. Это не только думцы, но, также и агенты некоторых подразделений иностранной разведки, в частности, британской.
Итог: в падении Российской империи важную роль сыграли процессы в армии и на флоте. Не желав нести ответственности за действия своего государства, солдаты и матросы стали выдвигать политические лозунги. Это помогло думцам, обещавшим мятежным войскам мир, захватить власть в столице.
Разложение армии вкупе с утратой имперской элитой своего имперского сознания оказало непосредственное влияние на исход Февральского заговора. Империя и Царь воспринимались солдатами и матросами как враги, желавшие максимально долгого пребывания их на театрах военных действий. Поэтому неудивительно, что почти целиком и полностью Петроградские части поддержали восставших и способствовали успеху переворота.
С этого момента гибель империи и ее распад стали неминуемы...
Next post
Up