День военного связиста

Oct 21, 2012 03:34

Эх, а если бы по радио в автобусе не услышал случайно, уже и не вспомнил бы. А так то у меня сёгодня был праздник...

20 октября 1919 года приказом Реввоенсовета Советской Республики № 1736/362 в составе Полевого штаба было сформировано управление связи во главе с начальником связи. Служба связи выделена в специальную службу штабов, а войска связи - в самостоятельные специальные войска. Чем была заложена структура современных войск связи.




Меня забрали в армию практически посередине учебного процесса. Никаких послаблений по учёбе в техникуме не было, а косить я не умел. Поэтому, в середине третьего курса, 27 декабря 1994 года меня родной Первомайский военком отправил исполнять положенный долг. И новый год я справлял уже в Хабаровске. Уже оттуда, из Хабаровска, я письмом выслал заявление об академическом отпуске, которые родители отнесли в техникум. Мне повезло, что в тот год по какой-то причине программа была ускоренно-сокращённая и у меня семестр был практически законченным, что поспособствовало тому, что меня без проблем восстановили на всё тот же третий курс без лишних пауз по истечении двух лет. И я ещё месяц ходил на занятия просто так, как бы вливаясь в процесс и новый коллектив. Слушал лекции, сравнивал с тем, что у меня уже было. Удивила память нашего преподавателя по радио-приёмним и передающим устройствам. Он даёт лекцию под конспектирование, все усиленно пишут, высунув языки. А у меня глаза на лоб лезут - я читаю свой конспект и там слово в слово то, что он сейчас диктует нам по памяти. Ну да ладно, это я уже отвлекаюсь от основной темы.
Закинула, значит, меня судьба (видимо в силу того, что обучаемая специальность у меня значилась радио-техническая) в учебку под Хабаровском в селе Матвеевка - в/ч 68884. Это была показательная учебная рота войск радиоэлектронной борьбы. Ну да, хватанули мы там всего понемножку - и уставщины, и дедовщины, и строевой подготовки, и физической. И специальной, соответственно. Там я, кроме того, что значился курсантом, успел побывать "ст.мастером ремонтного отделения" и "водителем-электриком", хотя таковым ни разу не являлся. А изучали станции радио-подавления и радио-помех (типа вот такого "укола"), принимали на скорость на слух блоки буквенных шифровок и радиограммы условного противника на англицком языке, отжимались, бегали кроссы, ползали в ОЗК по снегу, ходили с песней в столовую, торчали по нарядам и прочие радости жизни.


С того периода всего одна фотография - постановочная, как в школах и детских садиках - после присяги, для отсылки домой родителям. Само собой форма одна на всех, исключительно реквизит для кадра. По факту "афганки" нам не давали, мы всю дорогу проходили в ПШ, которая была двойного назначения - могла быть как повседневкой, так и парадкой (в зависимости от типа заглаживания воротника). Афганки (и то лишь песочного цвета) были летней формой одежды уже в части.

А в мае, по истечении 5 месяцев наш курсантский выпуск начали раскидывать по частям. Несколько человек, включая меня, перевели в Покровку в батальон РЭБ. Но пробыли мы там недолго, пару дней всего. Какие-то штабные неувязки и нашу группу на время перевели в полк связи в Уссурийске. Ну и так вот мы, временно, там на оставшиеся полтора года службы и остались :)
Полностью название нашей части (в/ч 19288) звучало так: Витебский Орденов Красного Знамени и Александра Невского 86-й отдельный полк связи.
Почему Витебский, где мы и где он?

Из оперативной сводки за 26 июня 1944 года:
«Войска 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов вели бои по уничтожению окружённой группировки противника в районе Витебска и, сжимая кольцо окружения, штурмом овладели крупным областным центром Белоруссии - городом Витебск - важным стратегическим узлом обороны немцев на Западном направлении.
Западнее и юго-западнее города Витебск наши войска, развивая успешное наступление, овладели районным центром Витебской области городом Бешенковичи и с боями заняли более 700 других населённых пунктов, в том числе город Улла, крупные населённые пункты Оболь, Бочейково, Каменьщина, Алексиничи, Черея и железнодорожные станции Княжница, Оболь (на железной дороге Витебск - Полоцк)»

Из приказа № 119 Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.Сталина от 26 июня 1944 года:
«В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за освобождение Витебска, представить к присвоению наименования "Витебских" и к награждению орденами»

Так вот за прорыв Витебского укреплённого района и освобождение города Витебск почётное наименование "Витебских" получили 62 соединения и части 39-й и 43-й армий, 1-й воздушной армии 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов, в том числе и наш полк.

Раскидали нас по ротам-батальонам. Мне выпал батальон БМУиП (ППУ), что обозначает "батальон мобильных узлов и привязки". Сейчас этого подразделения уже не существует, переформировали. В общем, это мобильные такие узлы связи для командного состава (в данном случае штаба 5-й армии, который тусует в Уссурийске) на базе различных командно-штабных машин (КШМ).
В боксах нашего батальона в автопарке столо довольно много различной техники (даже пара законсервированных тягачей-кабелеукладчиков), но рабочий штат был не так уж велик.

Пара 142-х радиостанций на базе "шишиги" -

Командно-штабная машина Р-142Н предназначена для обеспечения управления войсками и организации связи в оперативно-тактическом звене управления. в движении и на стоянке, как автономно, так и в составе узла связи.





Несколько 145-х на базе 60-х бронетранспортёров -

Подвижный командный пункт управления БТР-60ПУ.
На базе БТР-60ПА была создана машина управления Р-145 «Чайка» (БТР-60ПУ), состояла на вооружении и в серийном производстве и отличалась от базовой машины установкой средств связи - двух УКВ радиостанций Р-111, УКВ радиостанции Р-123, КВ радиостанции Р-130, соответствующего антенного и коммутирующего оборудования. Экипаж машины состоял из четырех человек. Машина поступала в штабы танковых, мотострелковых, артиллерийских полков и соединений.



из питерского музея артиллерии (тут без "волнореза", но хорошо видна сложенная телескопическая антенна) -


Потом нам дали ещё пару более современных "кушеток" на базе 80-х бэтеров -

Командно-штабная машина Р-149БМР «Кушетка-Б» на транспортной базе БТР-80  - российская командно-штабная машина оперативно-тактического звена.









Была ещё одна могутная станция на базе ЗиЛка, типа вот такой. На 2 тыщи километров била. На неё меня уже на последнем году службы поставили начальником радиостанции. Должность, кстати, была прапорщицкая. Но в те времена было не до жиру, личного состава было мало. Когда всем начальникам станций присвоили положенные им "капральские" лычки, то соотношение сержантского и рядового состава в батальоне было примерно одинаковое. Приходилось даже делать сержантские смены при назначениях в наряды в караул.

Фотографии из интернета, ибо своих по технике не имеется. В то время фотоаппарат в части был редкостью - либо кто-то на время брал или залётные фотографы. Никаких там цифровых компакт-мыльниц и уж тем более зеркалок, никаких там мобильников. Это сейчас народ расслаблен - у каждого первого телефон, постоянная связь с родными. Мы же писали домой обычные такие из себя письма на тетрадных листочках в бумажных конвертиках с марками.
Чем только не приходилось заниматься... Чё копай, чё не копай. И заборы переставляли, и машины драили, и в нарядах зависали, и на учения гонзали (не часто правда, больше нервов смотры перед ними выматывали), и на стрельбах мало-мало, но стреляли и гранатами кидались. Я опробовал "профессии" посудомойки, строителя, грузчика, маляра и кучу ещё всякого, чего уже и не вспомнить. Я ломал старую церковь и писал боевой листок, я заработал лимфостаз и научился резать штампы, прыгал через заборы и стоял на "фишке", курил дембельские сигареты и отдавал "духам" масло на стодневку... И весело было и до слёз. Реально плохим словом армию не могу вспомнить. Трудно бывало, но это был хороший такой урок, когда розовые очки ломаются прямо на тебе.

Нашёл во в_контакте группу, посвящённую нашей части. Несколько фотографий оттуда.
Более-менее современный вид на нашу часть с близстоящей хлебопекарни (там кстати было окошко, где продавали всякую сдобу, периодически туда гоняли в самоход за "балабасами") - 

Вот беленькое здание по центру - это наша санчасть. Там я как-то валялся с неделю-две при рецедиве лимфостаза. Меня лечили мазью Вишневского (с сомнительным, надо сказать, успехом). Далее за ней, несколько прикрытое деревьями,
большое здание - это штаб (где так же располагалась бибилиотека и почта), а правее него наша казарма (два узла связи, батальон ППУ, батальон ТПУ, ремвзвод и хозвзвод). Где-то там на дальнем плане полигон, склады, столовка, правее латентно уходит автопарк. Надо сказать, что у нас не отдельно стоящая часть, а прямо конгломерат был. Соседствовали с частью ФАПСИ, с танкистами, далее за которыми сидели сапёры и т.д. В самой части было ещё отдельное подразделение (как анклав) КРЦ - (разведчики со своим БТРом).

Вход в штаб -



Казарма и штаб, строевая на плацу - 


Плац. Толи заняти по РХБЗ, то ли воспитание залётчиков. УАЗик стоит у КПП - 


Техника на полигоне. Обычно мы, настроившись на сеть, "кукарекали" периодически в эфир, проверяя связь с разными узлами на простом и особом режиме. А в полном варианте, установив связь, передавали её по каналу ЗАС (1-й или 2-й роте, они же УСы, со своей техникой) - 


Как вы думаете, что происходит на этом кадре?


А происходит вот что. Поступила задача развернуть станцию, но не просто так, а под командой "газы". И боец штатным шанцевым инструментом типа "кувалда" забивает в землю кол заземления (потому как при работающей станции, схватившись за металлический корпус кунга, бывает можно неплохо отхватить).

Караулка части с её городком. Вперёд по дорожке будет вход в парк, если идти назад - то столовая, а вправо - уже упомянутые плац со штабом и прочими прилагающимися строениями - 


А вот товарищи караульщики на территории караульного городка. Внешне особо ничего как будто и не поменялось: те же парнишки в кирзачах, те же АК-74 с деревянными прикладами, похоже всё те же броники. Единственно "афганки" стали камуфляжной расцветки, а не однотон - 


А вот и територия парка. Здание аккумуляторной. Периметр склада РАВ с караульной вышкой - основной пост - 


Пришлось мне, конечно, "погаситься" с этим делом. За полтора года (даже чуть меньше, за вычетом отпуска и перерывов) я отхватил 150 караулов. Людей, как я упоминал, было мало, ходить приходилось по нарядам часто. Было даже пару раз, во время затяжных учений, когда стояли по нескольку дней не сменяясь (что вообще-то не положено).

Одна из считанных фотографий в части. Здесь осень 1996 - из моего призыва из батальона осталось лишь 5 человек. Остальные призывом позже - пятеро местные, остальные из Башкирии  -  



Вот так я как-то и протянул свои два года, хотя призывался изначально на полтора. Грачёва сменил Родионов, срок службы добавили и нам, и народу на призыв раньше. А 16 декабря 1996 года был уволен в запас и покинул место службы, дабы вернуться к учёбе. Как и многие, тоже делал себе дембельскую форму, но скорее так, из общей моды и "любви к искусству", потому как особо расфуфыренной её я не делал, и на люди не надевал. Такой вот только домашний уже снимок -



А после учёбы я сразу пошёл работать на завод, где моя судьба уже была связана с флотом. Но с радистами мы пересекаемся редко, наш "удел" - БЧ-5. К слову сказать, 20 октября считается и днём основания Российского военно-морского флота, днём моряков-надводников.

Ты скажешь: «Мне не надо спасительных слов.
Их своих у меня - как грязи.
Мне не надо ни стен, ни гвоздей, ни холстов,
Слышишь - дай мне канал связи!»

Первые звуки, пробные строки,
Сладкие муки тонкой настройки.
Кокон в пространстве - сам себе волк, товарищ и князь,
Каменный пёс, персона «нон грата»,
Вечный дежурный у аппарата
Ждёт, когда небо вспомнит о нём и выйдет на связь…

military, песни, всё о себе да о себе

Previous post Next post
Up