В субботу день был сокращённый, и у меня было порядка трёх часов свободного времени с момента выхода с работы до начала концерта. Правда часть этого времени потратил на то, чтобы поглядеть на работу брата, так, за компанию. Но до его звонка я "убивал" время. Нечасто так бывает, что по городу можно идти никуда не спеша, не выхватывая его урывками. И я морально отрывался - плёлся черепашьим шагом вдоль Светланской.
Неестественно изумрудные пушки и мортиры во дворике ТОФовского музея... Сквер Невельского с бадминтонной молодёжью и целующимися на лавочках парами... Колокольный перезвон звонницы храма Успения Божией Матери, перекликающийся с джазовой темой из уличного репродуктора близ ТЦ... Бетонные обломыши на местах недавно убранных морковных подставок под чуркинский мостострой... Чередование сталинских колонных монументалок с дореволюционным модерном... Все эти сухарики, маскароны, ризалиты, и прочая и прочая - не наспех и не в объективе фотоаппарата...
Щурясь от солнышка, с непроизвольной полуулыбкой на лице добрёл до центра. Ну и куда ещё заглянуть, как не в книжный магазин и в галерею "Портмей"? Выставка русских галлюцинаций, забавная подборка от различных авторов...
Как-то так, в итоге к 7 вечера с брательником добрались до "Феско-холла", где состоялся очередной концерт группы "Пикник". Вообще я на концерты практически не хожу, всмысле на "официальные", "самодеятельность" не в счёт. Да и самодеятельность в последнее время сократилась - откатились "Электросвалки", отошли бардовские выступления, на мероприятия с сопутствующими выступлениями попадаю достаточно редко. Исключения составляют лишь два фестиваля околофолковой музыки - "Равноденствие" и "Ночь Серебрянной Луны". Так вот, "Пикник" - это исключение. Я был на их концерте в 2008 году, позже их ежегодные приезды пропускал когда по занятости, когда по финансовой недостаточности. Но в этом году не упустил. Билеты брали заранее, ещё в марте.
Вообще, "Пикник" начался для меня году так в 1993. На Луговском рынке был музыкальный ларёк, где продавались аудиокасеты и "для примера" крутилась музыка. Вот по пути из техникума домой, проходя до трамвая, слышал эту музыку, иногда поглядывал на имеющийся ассортимент. Откровением стала песня "Мы, как трепетные птицы"
Мы, как трепетные птицы,
Мы, как свечи на ветру
Дивный сон ещё нам снится,
Да развеется к утру.
Потом была "Пущенная стрела" и ещё что-то из альбома "Харакири". После армии я подсел на музыку, как таковую, плотнее. Причём, тогда у меня был такой русскоязычный период, иностранщину почти не воспринимал. И вот в 1996 на деньги со степухи была куплена кассета-сборник (были у них такие самодеятельные подборки на лонг-плеях), куда вошли выборочно три альбома группы - "Дым", "Иероглиф", "Родом ниоткуда". Эта касета до сих пор лежит у меня на полке, уже как память. Любимой песней на долгое время стала "Лишь влюбленному вампиру". К слову, примерно тогда же были "открыты" О.Арефьева и Н.Маркова.
Моё имя - Стёршийся Иероглиф,
Мои одежды залатаны ветром,
Что несу я в зажатых ладонях
Меня не спросят, и я не отвечу.
Позже мои музыкальные вкусы разрослись и расширились. В принципе я и сейчас могу воспринимать превесьма широкий стилистический ареал, лишь бы композиции были хорошими. После покупки компьютера, а впоследствии появления интернета, естественно всё стало проще и доступней. Альбомы и целые дискографии в итоге можно было спокойно найти, было б желание. И меня несло, я отрывался за довольно ограниченный репертуар детства и отрочества.
Ты не знаешь как сходят с ума,
Как вода разольётся точь в точь.
Самый звонкий крик - тишина,
Самый яркий свет - ночь.
Группе уже за тридцатник, а они, изменяясь, при этом не изменяют себе. Шклярский всегда строг, достаточно лаконичен, не разменивается на позёрство и бисы-автографы.
Или ты, или я -
Уж такая игра,
Или свет, или звук,
Или звук, или яд.
Поднимите им веки,
Пусть видят они,
Как бывает, когда
Слишком много в крови...
Серебра, серебра...
Концерты тем хороши, что они дают различные вариации исполнения песни, не отрываясь от оригинала. Кстати, об оригиналах. Вот как довольно мало вообще в музыкальной жизни толковых трибьютов и каверов, единственная пикниковская песня, исполняемая другими исполнителями, которую я воспринимаю нормально - это "Фиолетово-чёрный" от Юты
Да, сегодня позволено всё,
Что крушишь в себе так увлечённо.
Видишь, я над тобою кружу.
Это я фиолетово-чёрный.
Если можешь, беги, рассекая круги,
Только чувствуй себя обречённой.
И ещё живой концерт, он на то и живой, что рождает реальную волну. Когда привычные ноты цифровой записи оживают, и проникают внутрь головы и грудной клетки; когда басы вколачиваются в тебя, как гвозди; когда вибрации начинают резонировать с лёгкими; когда голова начинает непроизвольно качаться, а ноги отбивать такт...
Не буду говорить за визуальный ряд, за шоу образов, за музыкальный ноу-хау-инструментарий и художественное творчество Шклярского - это нужно видеть.
Здесь деньги не ждут,
Когда их сожгут
В их власти дать счастье и счастье отнять
Но только не мне
Я сам по себе
И тёмные улицы манят меня.
Минуту ещё, мой ветер не стих
Мне нравится здесь в Королевстве Кривых.
На концертах планово пересекаются как старые, проверенные хиты, так и новые песни. Кое-что можно и открыть для себя заново, как например, у меня случилось с песней "Великан". С накоплением материала, в копилку избранного приплюсовываются новые песни... Новозеландская песня, Ещё один Дождь, Египтянин, Не кончается пытка, У шамана три руки, Мракобесие и джаз, Лунатики, Недобитый романтик, Кукла с человеческим лицом...
Видно край мой особенный -
Уж не верю и сам:
Колдыри да колдобины,
А вокруг - чудеса.
Как под корень подрублены,
А не падают, нет,
Сами будто загублены,
А на лицах их - свет.
Игры с инструментовками, различным звучанием, соавторствами с другитми исполнителями, перепевки народных песен - всё равно "Пикник" остаётся "Пикником". Символизм практически в чистом виде...
Долго-долго ещё потом
Раскаленным словам не остыть
В тесной комнате на стене
Проступают твои черты...
Ну ладно, чтот разговорился, закругляюсь...
Хоть на миг одним очнуться
К диким тайнам прикоснуться
К диким тайнам прикоснуться позволь, позволь...
Уж какими чудесами
Только губы сами-сами
Только губы сами шепчут - jawohl, jawohl.
________________________________________________