Структура любой системы управления зависит от одного очень интересного соотношения
разнообразия и постоянства как внутри так и снаружи.
Если внутри упорядоченное разнообразие выше - система начинает экспансию наружу. Если наоборот - система замыкается и начинает нарабатывать в себе рациональное разнообразие.
Когда погибает внешний конкурент, однополярность перестает стимулировать внутреннее развитие и наступившая дезорганизация общества путем раскола восстанавливает внешнее разнообразие.
Происходит что-то типа возрождения врага-конкурента внутри самой победившей системы. Победил врага, а он как троянский конь тут же тебя и разделил.
То есть в идеале существует некая(культурно-обусловленная)
норма разнообразия (и
тут) способствующая поддержанию стабильности на всех уровнях системы управления.
По мере роста организма среди подобных развитость коммуникаций между ними в конечном счете определяет разнообразие общей структуры управления.
Идеальная структура управления при очень развитых коммуникациях стремится к полному обособлению личности как самостоятельного внешнего и внутреннего агента.
Вплоть до утопичной картинки когда каждый член общества может проявлять себя в управлении определенной уникальной наиболее успешной для него сфере.
И количество сфер деятельности там таким образом может совпадать с населением. Каждый талантлив в чем то своем. Это ли не идеал!
В кризисный период есть два пути оптимизировать управляемость. Уменьшение количества потоков до управляемого минимума или увеличение количества центров управления (в т ч путем дробления).
В мирное же время в рациональной структуре управления
нет места абсолютизму монополиям и диктатуре. С ростом сложности количество центров управления будет расти.
С точки зрения целостности этносов и государств логично предположить что сохранить либо даже приумножить на данной стезе можно лишь активно развивая инструменты управления наподобие
рынка рынков.