В 680-м первая мусульманская династия Омейядов избавилась от конкурента - Хуссейна, сына халифа Али; за некоторыми подробностями см.
пост про святилище Хуссейна в Ашкелоне. Но с гибелью Хуссейна проблемы Омейядов не закончились - в 683-м
Абдуллах ибн аз-Зубайр, внук первого халифа Абу-Бакра, провозгласил себя халифом в Хиджазе. Между тем Омейядские халифы умирали один за другим - Язид I в ноябре 683-го; его сын Муавия II в 684-м; Марван I (основатель так называемой марванидской поддинастии) весной 685-го; при такой чехарде в верхах укреплять исполнительную вертикаль было непросто. Наконец, должность перешла к сыну Марвана
Абд аль-Малику; семь лет спустя омейядская армия под началом Аль-Хаджаджа ибн Юсуфа
осадила аз-Зубайра в Мекке; ещё через семь месяцев осада завершилась гибелью соперника, и с многохалифием было наконец покончено...
Вышерассказанная присказка была к тому, что именно в оные беспокойные годы на Храмовой горе был возведён знаменитый
Купол Скалы (куббат ас-сахра), до сих пор служащий визуальной доминантой горы, если не всего старого города. Судя по одной из надписей внутри здания, строительство было закончено к 72-му году хиджры (691-2); интересно, что около полутора веков спустя имя Абд аль-Малика в надписи заменили на аббасидского халифа Аль-Мамуна, но дату оставили без изменений. И если верить Якуби (писавшему ближе к концу 9-го века, то есть лет 200 спустя), Абд аль-Малик не случайно затеял данный проект в период противостояния с аз-Зубайром:
Затем Абд аль-Малик запретил народу Сирии совершать паломничество (в Мекку); и это по той причине, что Абдаллах ибн аз-Зубайр имел обыкновение хватать их во время паломничества и принуждать их выразить ему верность, и зная об этом, Абд аль-Малик запретил людям отправляться в Мекку. Но люди роптали на это, говоря: "Как ты запрещаешь нам совершать паломничество к дому Аллаха, ведь это является повелением Аллаха для нас?" Но халиф ответил им: "Разве
Ибн Шихаб аз-Зухри не рассказал вам, как Посланник Аллаха сказал: "Люди должны путешествовать только к трем мечетям, мечеть Харам (в Мекке), моя мечеть (в Медине) и мечеть Святого города (Иерусалима) ? Этот последний теперь назначен для вас вместо мечети Харам. И эта скала, о которой сообщается, что на нее поставил ногу посланник Аллаха, когда он вознесся на небеса, будет у вас вместо Каабы". Затем Абд аль-Малик построил над Сахрой купол и обвесил его парчовыми завесами, и ввел для этого привратников, и люди взяли обычай обходить скалу, как раньше ходили вокруг Каабы, и так продолжалось во все дни династии Омейядов.
Другим возможным мотивом Абд аль-Малика было соперничество/полемика с христианством. Эта версия в некоторой степени подтверждается той же надписью Абд аль-Малика - последняя содержит цитату из Корана о том, что у Аллаха нет ни сына, ни помощника. Так или иначе, стремлением халифа визуально "догнать и перегнать" Храм Гроба и другие святыни неверных объяснял строительство Купола Аль-Мукаддаси в 10-м веке:
Однажды я сказал, обращаясь к брату моего отца: "О мой дядя, поистине, со стороны Халифа аль-Валида было нехорошо тратить так много богатства мусульман на мечеть в Дамаске. Если бы он потратил столько же на строительство дорог, или на каравансараи, или на восстановление пограничных крепостей, это было бы более уместно и превосходнo с его стороны". Но мой дядя сказал мне в ответ: "О мой маленький сын, ты ничего не понимаешь ! Воистину, Аль-Валид был прав, и его побудили к достойному делу. Ибо он увидел Сирию страной, которая издавна была населена христианами, и отметил здесь прекрасные церкви, всё ещё принадлежащие им, столь очаровательно красивые и столь известные своим великолепием, как Кумама (Храм Гроба), а также церкви Лидды и Эдессы. Поэтому он стремился построить для мусульман мечеть, которая должна была бы помешать им обращать внимание на упомянутые, и которая должна была бы быть уникальной и являться чудом для мира. И подобным же образом разве не очевидно, как халиф Абд аль-Малик, отметив величие Купола Аль-Кумамы и его великолепие, был озабочен чтобы тот не ослепил умы мусульман, и поэтому воздвиг над Скалой Купол, который теперь виден там ?"
Итак, со временем и инициатором строительства Купола Скалы более-менее ясно, но вопрос о причинах сложнее. Не вполне очевидно даже, был ли Купол изначально посвящён
ночному путешествию Мухаммеда (исра) в отдалённейшую мечеть с последующим вознесением на небо (мирадж); так, в надписи Абд аль-Малика о строительстве здания они не упоминаются. Так или иначе, как видим у Якуби и других, двести лет спустя Купол точно считался местом вознесения Мухаммеда. В порядке некоторой спекуляции, хотя и логичной, можно предположить, что на решение о строительстве Купола повлияла память о еврейском храме. Наконец, в исламе есть традиции, связывающие Храмовую гору с концом времён, воскресением мёртвых итп - например, о том, что о воскресеннии возвестит трубным гласом ангел
Исрафил, стоя на этой самой скале; и возможно, что эти традиции сыграли свою роль. Позже Аль-Мукаддаси назвал восточные ворота Купола Воротами Исрафила, а северные Воротами Трубы...
С точки зрения архитектуры объект, видимо, подражал восьмиугольным византийским церквям, таким как
Кафизма или
церковь на горе Гризим. В плане он представляет собой восьмиугольник с четырьмя воротами, ориентированными на стороны света; ширина ворот 2.6 м и высота 4.3 м. Длина каждой стороны 20.6 метров и высота 9.5 м (или 12.1 м включая парапет); каждая снабжена 8 пилястрами (или скорее лизенами/лопатками ?), образующими 7 арочных ниш; в верхней части 5 центральных ниш находятся окна; на юго-западе и юго-востоке в нижней части центральной ниши есть ещё по одному окну, добавленному в османский период. В наружный восьмиугольник вписан внутренний, каждая сторона которого состоит из трёх арок; в общей сложности он опирается на 8 прямоугольных и 16 круглых колонн. В центре расположен цилиндр диаметром 20.44 м, опирающийся на 4 прямоугольных и 12 круглых колонн и увенчанный куполом; в верхней части цилиндра 16 окон. Эта схема, видимо, остаётся более-менее неизменной на протяжении всего существования здания. Так, в первом описании, приведённом Ибн аль-Факихом (около 903-го), размеры и общее количество окон соответствует нынешнему (за вычетом вышеупомянутых османских окон):
В центре Харама находится платформа, размером 300 локтей в длину, 140 локтей в ширину, и ее высота составляет 9 локтей. Она оборудована шестью лестничными пролетами, ведущими к Куполу Скалы. Купол возвышается в центре этой платформы. Его размеры составляет 100 локтей на 100, его высота составляет 70 локтей, а его окружность составляет 360 локтей. В Куполе каждую ночь зажигают 300 светильников. У него четверо ворот, покрытых крышей, и у каждых ворот четыре двери, и над каждыми воротами находится портик из мрамора. Камень Скалы имеет размеры 34 локтя на 27 локтей, а под Скалой находится пещера, в которой молятся люди. Эта пещера может вместить шестьдесят два человека. (Здание) Купола покрыто белым мрамором, а его крыша - красным золотом. В его стенах и высоко в (барабане) находятся пятьдесят шесть окон, застекленных стеклом разных оттенков; каждое имеет высоту 6 локтей и ширину 6 пядей. Купол, который был построен Абд аль-Маликом ибн Марваном, поддерживается двенадцатью опорами и тридцатью колоннами. Он состоит из купола над куполом (то есть внутреннего и внешнего), на которых находятся листы свинца и белого мрамора (внизу).
(
wiki)
(Купол Скалы на одной из первых фотографий Иерусалима, Жозеф-Филибер Жеро де Пранже, 1842-4, via
wiki)
В отличие от архитектурной основы, детали неоднократно менялись. У того же Ибн аль-Факиха колонн на две больше (12 опор + 30 колонн), чем сейчас (12 прямоугольных + 28 круглых). Согласно Ибн аль-Асиру (12-13 в), в 1016-7 купол здания обвалился из-за змлетрясения; это подтверждают некоторые надписи внутри о ремонте в 1020-е. В результате в описании Насира Хосрова (1047) колонн становится ещё больше; когда же их число уменьшилось ? Свой вклад внесли, естественно, крестоносцы, переименовавшие объект в Templum Domini (Храм Господень). После взятия Иерусалима (1099), сообщает Фульхерий Шартрский (1:29), Танкред ворвался в Купол Скалы и добыл там "множество золота, серебра и драгоценных камней"; но затем вернул добытое или равное ему по стоимости. Впоследствии здание служило церковью и обслуживалось августинскими канониками; на куполе, естественно, установили крест. Весьма многословные описания объекта - вплоть до текстов латинских надписей - оставили немецкие паломники Иоанн из Вюрцбурга (1165) и Теодорих (1172); но бывали здесь и мусульмане, как Аль-Харауи (1173). В 1187-м Саладин каноников изгнал, крест убрал, и практически весь вражеский вклад вынес обратно; а его племянник Таки ад-Дин собственноручно отмывал стены розовой водой. Хотя в 1229-м город опять перешёл франкам, Храмовая гора осталась под мусульманским контролем; в 1244-м и она была передана христианам по соглашению с айюбидами, и латинские священники вернулись в Купол Скалы, но в конце того же года набег хорезмийцев положил конец этому короткому эпизоду. В 1448-м, по Муджир ад-Дину, крыша здания сгорела, возможно из-за молнии, и был восстановлена султаном Джакмаком. Голубая плиточная облицовка - изначально работа подданных султана Сулеймана Великолепного, да и потом обновлялась. Наконец, купол из свинцового стал алюминиевым с золотым покрытием и вовсе недавно, в результате иорданского ремонта на рубеже 1950-х и 60-х. Ниже - всем известный результат, как он виден с юга. Крупная надпись вдоль всего восьмиугольника под самым верхним его краем, насколько я понимаю, сообщает о ремонте плиток в 1875-м.
Под портиком, справа от двери, мраморная плита с надписью о ремонте в 1817-8:
Возобновил реставрацию этого мрамора (облицовки), следуя этому прекрасному расположению и этому порядку, наш господин султан двух континентов и император двух морей, слуга двух священных харамов и этой самой дальней мечети (которая является) старейшей из двух молитвенных ниш, воин, боец, Его Величество Султан Махмуд Хан, да дарует ему Аллах победу, сделает ее продолжительной и увековечит его правление и его империю, да увенчает он Своей божественной помощью его деяния и его решения, и да распространит он на оба конца света, справедливостью, свои знамёна и свои эмблемы ! И эта (работа была выполнена) рукой прославленного визиря, который подчиняется высокому и августейшему приказу, честного министра, автора добрых дел, Его Превосходительства паломника Сулеймана-паши - да дарует ему Аллах то, что он желает! - нынешнего губернатора провинции Сидон и Триполи в Сирии. И эта (работа была завершена) в 1233 году (1817-1818).
Южные ворота; Аль-Мукаддаси называет их Ворота Киблы (т.е. направленные в сторону Мекки):
Юго-восток. На уровне арок окон с этой и других сторон видны группы плиток с надписями; некоторые из них (19 штук) - автографы мастеров, занимавшихся ремонтом облицовки стен в 1817-9 годах. Над единственным окном нижнего яруса надпись о сооружении этого окна в 1597-8:
Затем раздался голос того, кто раскрывает тайное желание (Аллаха): «О вы, которые ищут добра, откройте окно в сияющей Сахре!» Затем взошло утреннее солнце и засияло в ней, и это было словно райское жилище. Затем открывающий окно прочитал в его дате (следующие слова): «Судья Иерусалима (был) мужественным в (осуществлении своего) творения». Год 1006 (1597-98).
Восток; на мраморной плите в нижней части второй ниши - указ султана Барсбея от 1432-го о выделении средств на содержание Харама.
Восточные ворота; у Аль-Мукаддаси - Ворота Исрафила:
Сицилиец Аль-Идриси (1154) с чужих слов писал про покрывавшую здание золотую мозаику; в наши дни нечто подобное можно увидеть под козырьком ворот:
Северо-восток:
Вторично использованая мраморная плита, похожая на бывшую алтарную перегородку церкви.
Ещё одна подобная плита была отмечена Кондером на западной стороне здания, только с одним венком и греческой надписью "за спасение Марии".
Север, с Воротами Трубы:
Надпись, снова о ремонте; ван Берхем неуверенно обнаруживает в ней 959-й год хиджры (1552):
Они восстановили, слава Ему! - купол Аллаха, то есть Сахра в Его святом доме (Иерусалиме), чье сооружение и великолепие превосходят (все), и построили, с ресурсами, полученными из его чистых водопоёмов для использования хранилищами древних традиций, дворцы его изобилия и красоты, и расточили свою заботу о нем, посреди тени правления великого султана, благороднейшего императора, посредника пакта халифата по тексту и по доказательству, отца завоеваний Сулейман-хана, сына султана, известного своей щедростью, отца победы Салим-хана, сына того, кто пользовался особой милостью и помощью (Аллаха), автора славных деяний, султана Баязида, сына прославленного султана-воина, султана Мухаммеда, потомка Усмана - да распростерутся облака благоволения (Аллаха) над влажной землей (их могил)! - и так вернули ему это древнее великолепие (самые) искусные архитекторы того времени, и они восстановили его таким образом в самом прекрасном (состоянии ?). И работал (один ?) над этой надписью Абдалла из Табриза. 959 (?)
Северо-запад:
Запад, с Женскими Воротами:
Юго-запад. Здесь тоже над единственным окном нижнего яруса была надпись, датирующая его 1597-8, но как видно не сохранилась.
Крупный план купола. Надпись на подкупольном барабане, насколько я понимаю, содержит цитату из Корана и число 952 - вероятно, год ремонта облицовки купола/барабана (1545-6).
Под куполом, как и положено, находится
скала - выступ скального основания Храмовой горы, размером 18 на 13 м и высотой 1.5 м. Часто считается, что это тот самый камень основания (эвен а-штия), который находился в святая святых еврейского Храма. Мишна, правда, утверждает, что камень основания выступал из земли всего на три пальца (
Йома 5:2), но можно предположить, что большая его часть могла оставаться под полом храма. Впрочем, касательно точного расположения Храма на горе есть
разные гипотезы, обсуждение которых выходит за рамки данного поста... Насир Хосров отметил на камне следы Авраама и Ицхака; более поздние мусульманские авторы, как Аль-Харауи, приписывали их Мухаммеду; а христиане, как английский паломник Зевульф (1102-3) - Иисусу. Фульхерий Шартрский сообщает (1:26), что спустя 15 лет после завоевания Иерусалима франки покрыли скалу мрамором и установили сверху алтарь. Они же окружили её металлической решёткой, которую впервые отметил безымянный исландский паломник примерно в 1150-м. И мусульманские, и западные источники упоминают, что небольшие фрагменты скалы были отколоты христианскими паломниками и разнесены по свету; Ибн аль-Асир объясняет мраморизацию именно стремлением предотвратить такой вандализм. Так или иначе, Саладин велел убрать мрамор со скалы, но решётка оставалась на месте до 20-го века, а теперь
находится в Исламском музее в юго-западной части Храмовой горы.
Круглая шахта (диаметром 0.46 м) в юго-восточной части скалы ведёт в помещение внутри оной - вроде доработанную естественную пещеру - известное как
колодец душ (бир аль-арвах); википедия объясняет, что по легенде там можно услышать души умерших. Комнату под скалой упоминает под почти современным названием (пещера душ) Аль-Харауи; до этого у Ибн Хаукаля (978) она безымянная. Подскалье представляет собой квадрат со стороной примерно 6 м; для доступа туда используется лестница, начинающаяся рядом со скалой...
Поскольку внутрь Купола Скалы меня не пустят, воспользуюсь добычей с викисклада - несколькими картинами Карла Хаага, датированными 1859-м годом. На первой пространство между внутренним восьмиугольником и цилиндром; на второй скала; на третьей колодец душ:
(
wiki)
(
wiki)
(
wiki)
Несколько старых фотографий; другие, старые и новые, можно найти, например,
на том же викискладе. На первой видны внутренняя аркада и франкская решётка:
(Коллекция Мэтсона via
wiki)
Купол:
(Бернард Мориц via
wiki)
Скала:
(Коллекция Мэтсона via
wiki)
Ближе к левому верхнему углу снимка - шахта и лестница в колодец душ.
(Коллекция Мэтсона via
wiki)
Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem (Volume 3) By Denys Pringle
Palestine under the Moslems By Guy Le StrangeMatériaux pour un Corpus Inscriptionum Arabicarum Part 2 Syrie du Sud T.2 Jérusalem Haram By Max Van BerchemМеир Антопольский - Гора Мория. История места Дома.
Syrie-medievale.comTravels of Ali Bey (Volume 2) By D.F.J. Badía y Leblich Непосредственно к востоку от Купола Скалы (и практически в геометрическом центре Храмовой горы) стоит купол цепи (куббат аль-сильсила), он же суд Давида (махкемат Дауд). Название связано с легендой о волшебной цепи, помогавшей не то Давиду, не то Соломону справедливо судить своих подданных. Вот что пишет по этому поводу Муджир ад-Дин в конце 15-го века:
К числу диковинок, бывших в Иерусалиме, была цепь, повешанная Соломоном, сыном Давидовым, от неба до земли, на восток от ас-Сахры, на том месте, где теперь находится Купол Цепи. О ней поэт говорит: "Исчезло откровение, умерло величие, и щедрость была унесена вместе с цепью." Когда к этой цепи подходили двое, то правый мог схватить ее. Сущность ее истории, которая рассказывается различно, такова: один человек отдал еврею на хранение двести динаров; когда он потребовал их обратно, еврей отперся. Тогда они оба вызвали друг друга на суд к этой цепи. Еврей прибегнул к коварству и хитрости: он расплавил эти динары, выдолбил свою палку и влил их в нее. Прийдя на место, он вручил эту палку человеку, которому принадлежали эти динары, взялся за цепь и поклялся именем Бога, что уже возвратил эти деньги. Затем обиженный отдал ему палку, подошел, взялся за цепь и поклялся, что он не получил от него денег, так что они оба прикоснулись к цепи. Это привело народ в изумление. С этого дня цепь исчезла вследствие испорченности человеческих сердец.
(перевод
взят у
balandin)
Купол цепи впервые упоминается у испанского автора 9-го века Абд аль-Малика ибн Хабиба, который приписывает его строительство уже известному нам халифу Абд аль-Малику ибн Марвану. Согласно Ибн аль-Факиху, купол стоял на двадцати мраморных колоннах; а по Насиру Хосрову на восьми мраморных колоннах и шести каменных столбах. Крестоносцы переоборудовали и это здание под свои религиозные нужды; первая информация об этом поступает от Аль-Идриси, которому кто-то рассказал "церковь, называющуюся Святая Святых". Если верить записям последующих христианских паломников, церковь была посвящена
Иакову, брату Иисуса. Согласно ранней христианской традиции, Иаков был первым епископом Иерусалима; но сами-знаете-какие-иноверцы сперва сбросили его с юго-восточного угла Храмовой горы в
долину Кидрона, а потом добили камнями и палками. По всей видимости, крестоносцы решили, что Иакова сбросили с Купола Скалы, стало быть место его смерти должно быть где-то здесь. Иоанн из Вюрцбурга оставил описание церкви и надписей в ней, одновременно называющих Иакова братом Иисуса и
сыном Алфея; а Теодорих отметил в церкви могилу Иакова. Муджир ад-Дин сообщил, что купол цепи был перестроен Бейбарсом; и описал объект как опирающийся на 17 колонн, что соответствует нынешнему плану (собственно купол имеет шестиугольную форму и окружён портиком с 11 колоннами).
Надпись над михрабом о ремонте плитки при Сулеймане Великолепном:
Повелел обновить это керамическое покрытие его султанское величество, наш господин султан Сулейман, сын Селима, сына Баязид-хана, да увековечит Аллах его правление... до дня воскресения ! В год 969 (1561-2).
(Пьер Никола Рансонет, рубеж 18-19 веков, via
wiki)
(Габриэль Бреток, 1918, via
wiki)
Ссылки:
Pringle
Le StrangeVan BerchemI2ud.orgHistoire de Jérusalem et d'Hébron depuis Abraham jusqu'à la fin du XVe siècle de J-C: fragments de la Chronique de Moudjir-ed-dyn
p 30,
p 109,
p 240 Теперь к куполам в северо-западной части платформы. Купол душ (куббат ар-рувах) восьмиугольной формы находится почти в самом углу; по мусульманской традиции, здесь место молитвы о душах умерших. Построен в 1627-8.
К северо-западнной лестнице на платформу с юга примыкает купол аль-Хадра (или аль-Хидра) -
мусульманской версии св. Георгия / пророка Элиягу. Муджир ад-Дин упоминает традицию, согласно которой аль-Хадр молился на этом месте, в помещении ниже уровня платформы; но ко времени автора (прим. 1495) это помещение было превращено в склад. Теперь оно известно как Завият аль-Хадр. Дата и инициатор строительства нынешнего шестиугольного купола неизвестны.
(Габриэль Бреток, 1918, via
wiki)
Ссылки:
I2ud.orgMoudjir-ed-dyn У следующего к югу прямоугольного строения много названий - мечеть пророка, завия Мухаммадия, купол шейха Мухаммеда аль-Халили... Над дверью есть надпись, полный текст которой ван Берхем отказался привести ввиду его запутанности; но смысл в том, что строение по имени Куббат аль-Хади аль-Амин (купол надёжного проводника, т.е. пророка Мухаммеда), пришло в негодность и было восстановлено усилиями градоначальника, тоже Мухаммеда, в 1112-м году (1700-1). В 1727-м ещё один тёзка, шейх Мухаммед аль-Халили, пожертвовал учреждению все книги из своей библиотеки и создал для него вакф; объект использовался шейхом для суфийских практик и проведения различных уроков на религиозные темы. В наше время здесь находится офис архитектора-реставратора Вакфа.
Ссылки:
Van BerchemI2ud.org Ещё чуть южнее - восьмиугольный купол вознесения (куббат аль-мирадж). Ранние мусульманские авторы (Ибн аль-Факих, Ибн Абд Раббих, аль-Мукаддаси, Насир Хосров) упоминают то два, то три здания с названиями, отсылающими к ночному путешествию Мухаммеда, как то купол вознесения, купол пророка, купол Джебраила. По описаниям похоже, что в разное время одно и то же имя могло относиться к разным объектам. Согласно надписи над входом, ранее разрушенное сооружение было отстроено при айюбидах и в тот момент называлось куполом пророка.
...Это купол Пророка... о котором историки упоминали в своих книгах. Сделал его видимым после его исчезновения и восстановил после того, как он был разрушен, по своей собственной инициативе и на свои средства, жаждущий милости своего господина, самый благородный эмир, великий полководец, уникальный, славный, близкий, надежный, воин (священной войны), завоеватель, боец (на границах), Изз ад-Дин, украшение ислама, благословенный из благословенных, меч эмира верующих Абу Амр Усман, сын Али, сына Абдаллы, аз-Занджили, правитель Иерусалима. И эта работа была сделана в месяцы 597-го года (1200-01).
Ещё одна надпись, внутри, сообщает о восстановлении объекта Мухаммедом Хакки в 1781-м году. В облике нынешнего купола вознесения заметны франкские элементы; то ли айюбидские строители использовали "лишние детали"; то ли, как считают некоторые исследователи, они преувеличили свой вклад и объект следует считать в основном детищем крестоносцев. По одной из версий, здесь мог находиться баптистерий, прилагавшийся к церкви в Куполе Скалы.
Ссылки:
Pringle
Van BerchemLe StrangeI2ud.orgSyrie-medievale.comMoudjir-ed-dyn Второй купол пророка (куббат ан-наби), тоже восьмиугольный, расположен чуть восточнее купола вознесения. По Муджир ад-Дину, в этом месте Мухаммед молился с пророками и ангелами в ночь путешествия. Надпись на южной стороне михраба:
Построил этот благословенный михраб наш господин, принц благородных эмиров, Мухамед-бек, губернатор районов Газы и Иерусалима, да возрастёт его сила ! В 945-м году (1538-9).
Две надписи на внутренней стороне купола. В концовке первой надписи возможно что-то зашифровано, но что - непонятно.
Купол михраба был украшен, поскольку был завершен во времена того, чье правосудие празднуется в Иерусалиме. И она произнесла (себе) похвалу, сказав: "В радостной силе нет ни несправедливости, ни лжи".
Заступись за нас, о Посланник Аллаха! Полковник императорской армии лорд Мухаммад Шакир, 1261 (1845).
Ссылки:
Van BerchemI2ud.orgMoudjir-ed-dyn Теперь на южный край платформы; там, рядом с куполом грамматики, находится квадратный купол Юсуфа. Ван Берхем расшифровывает надпись на внутренней стороне дальней стены следующим образом:
Приказал перестроить это и выкопать могилу наш господин аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунья ва-ад-Дин, султан ислама и мусульман, слуга двух священных михрабов и этого святого дома, Абу л-Музаффар Юсуф, сын Айюба, дающий жизнь империи халифа, да продлит Аллах его правление и принесёт победы его знамёнам ! Под управлением эмира, великого полководца Сайф ад-Дина Али, сына Ахмада, да сделает Аллах его могучим ! В 587-м году хиджры пророка (1191) и под наблюдением эмира Насир аль-Дина Алтун-ба аль-Сайфи, да поможет ему Аллах !
Помимо Саладина, в надписи упомянут, видимо, курдский эмир Сайф ад-Дин Али ибн Ахмад Хаккари по прозвищу ал-Маштуб (со шрамом), один из его наиболее могущественных приближённых. В начале 587-го был послан с подкреплением в осаждённый Акко; возглавил оборону города; после падения последнего провёл некоторое время в плену у франков, требовавших за него 50 тысяч динаров; собрал только часть суммы; в 588-м бежал; и в том же году умер. Таким образом, Хаккари не мог в этот период курировать работы в Иерусалиме; но альтернативных вариантов у ван Берхема нет, и он осторожно предполагает, что упоминая в надписи пленного сподвижника, Саладин просто оказывает тому честь; этакий средневековый вариант мема "денег нет, но вы держитесь". В реале, мол, работами вероятно руководил отмеченный в последней строчке приближённый Хаккари (о его связи с эмиром свидетельствует прозвище "ас-Сайфи").
Ещё одну надпись видим с северной стороны, над аркой. Она состоит из двух близких по содержанию частей, турецкой и арабской; и сообщает, что купол построен через добрых 500 лет после Саладина по поручению Юсуфа-аги, евнуха из императорского дворца ("дома высшего счастья") в Стамбуле:
Интендант (назир) Али-ага построил это (здание), да достанется вся награда Юсуфу-аге ! Увидев это, оракул провозгласил его дату: "это было закончено в тысяча девяносто втором". Мухаррам 1092-го года.
Построил это (здание, основав его) на благочестии, Али, для Юсуфа, аги дома высшего счастья, его совершенным благочестием. Он представил себя нам: "Что до строительства, Али построил это; но награда идёт Юсуфу". Мухаррам 1092-го года (январь-февраль 1681).
Можно понимать надписи так, что купол был построен при айюбидах и восстановлен при османах; но ван Берхем считает более обоснованным другой вариант - мол, изначально айюбидская плита была установлена на городской стене и отмечала ремонт последней во время третьего крестового похода; а купол построили турки с использованием старых архитектурных элементов, и для пущего престижа постройки вмонтировали в неё надпись другого, более известного Юсуфа.
Ссылки:
Van BerchemI2ud.orgArchnet.org Дальше на восток - летний минбар (минбар ас-саиф) или минбар Бурхан ад-Дина. Надпись перед лестницей с одной стороны указывает на восстановление в 1843-м году, с другой содержит "зашифрованную" в словах дату, которую ван Берхем восстанавливает как 566-й год (1170-1) и предполагает, что имелось в виду время изначальной постройки минбара. В это время Иерусалимом правили крестоносцы; и в конструкции объекта таки использованы каменюки франкского происхождения; но вряд ли неверные стали бы строить минбар и снабжать его арабской надписью. Возможно, учёный муж ошибся с расшифровкой; а может в какой-то момент местная традиция задним числом приписала сооружению такую дату. Если верен второй вариант, виновата могла быть путаница с
минбаром Нур ад-Дина, который был сделан в Алеппо примерно в это время и позднее установлен Саладином в аль-Аксе. Муджир ад-Дин приписывает строительство минбара судье 14-го века по имени Бурхан ад-Дин ибн Джамаа. Так или иначе, вот надпись:
Возле скалы наш эмир Мухаммед Рашид восстановил сиденье для имама, дата которого: "он сказал: трудно, (потому что это) Мазид восстановил тебя". В год 1259 (1843).
(Фрэнсис Бедфорд, 1862, via
wiki)
Ссылки:
Van BerchemI2ud.orgArchnet.org Безымянная мастаба в юго-восточном углу; так сказать, платформа на платформе:
И наконец, колодцы; точнее говоря, отверстия для доступа в резервуары внутри Храмовой горы:
Эта штуковина, видимо, когда-то работала крестильной купелью:
Рядом с другим колодцем - основание колонны:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.