В 1860-е Виктор Герен набрёл неподалёку от деревни
Сар'а на могилу не то шейха Гериба, не то Самсона, и посвятил ей следующие строки:
Во время моего посещения
Бейт Атаб некоторые жители этой деревни, которых я реасспрашивал о древностях и традициях знакомого им края, спросили меня, был ли я около
Сар'ы и Артуфа, в Хирбет Асейлин. Там, сказали они, есть святилище, известное как Вали Шейх Гериб, которое мы также почитаем под именем Кабр Шамшун (могила Самсона)...
Посетив эти последние развалины, где мы видим руины примерно сорока маленьких домов, я поторопился войти в Вали Шейх Гериб; но я обнаружил там только мусульманское святилище, прямоугольное снаружи и сводчатое внутри. Старые фиговые деревья накрывали его тенью. Внутри мы заметили в одном из углов длинный каменный саркофаг, накрытый крышкой в виде спины осла и похожий на те, что мы часто встречаем в таких погребальных часовнях. Я очень сомневаюсь, что это датируется еврейским периодом, но вали могло быть построено на месте древней еврейской могилы, разрушенной или спрятанной под мусульманским строением, и которая, согласно традиции, переданной мне жителями Бейт Атаб, была могилой Самсона, чьё имя закрепилось за вали вместе с именем погребённого там шейха.
Чуть позже британцы из PEF
отметили на карте (Jt) руины по имени Аслин к северо-востоку от Сар'ы и слегка к северо-западу от соседней деревни
Ишва (вероятный библейский Эштаол), а также посвятили им одно предложение - мол, разрушенная деревня с мавзолеем-макамом. Более поздняя мандатная статистика свидетельствует о том, что деревня (обозначенная как
Ислин) снова была заселена, и к 1945-му насчитывала 260 жителей. Потом была Война за независимость; район деревень Ишва, Ислин и Артуф был занят бригадой Арэль 17-18 июля в ходе операции Дани; насколько можно судить, большая часть жителей бежала ещё раньше; в декабре 1949-го группа репатриантов из Йемена основала на месте Ишвы мошав
Эштаол... Что же касается более далёкого прошлого, то османский документ 1596-го года предлагает деревню Ислит на 14 домов. Археологическая разведка окрестностей принесла следы сельскохозяйственной деятельности в византийский период. Собственно макам Ави Сасон не очень уверенно относит ко второй половине османского периода, 18-й век или позже.
Во второй половине 20-го века упомянутое святилище приобрело популярность у еврейских верующих, причём в отличие от феллахов из Бейт Итаб они "похоронили" здесь не Самсона, а его предка Дана, родоначальника колена. Наиболее ранним источником, помещающим могилу Дана в окрестностях Эштаола, является сборник мидрашей
Сефер а-яшар (
90:44), первое известное издание которого вышло в 1625-м в Венеции; ему вторит
Седер а-дорот и несколько текстов 19-го века. Наряду с Эштаолом имелись и другие кандидаты; так, Эштори Фархи в 14-м веке поместил могилу Дана на плато Иссахар; ещё какие-то авторы предпочитали
Баниас и
Гимзо. Так или иначе, ни ранним еврейским краеведам, ни их иностранным коллегам не было известно какое-либо конкретное место возле Эштаола, слывшее могилой Дана. По сведениям нынешних еврейских посетителей могилы, её "вычислили" в конце 19-го века в иерусалимском бейт-мидраше
Бейт Эль; а может бреславские хасиды ещё лет на 200 раньше; но подтверждений тому нет. Регулярное паломничество началось уже после образования Израиля усилиями раввинов
Йосефа Шломо Даяна и Йосефа Волтоха. Ехидные же безбожники (
и даже отдельные религиозные отщепенцы) распространяют апокриф о том, что традицию изобрёл по приколу водитель автобуса, перевозившего ешиботников...
Фотографии: в
wikimedia commons.
ГугльМэп местности.
Ссылки:
אבי ששון - קבר דן בשפלת יהודהאבי ששון - בין צרעה ובין אשתאולDescription Géographique Historique et Archéologique de la Palestine (Vol. 1: Judée, pt. 3) By Victor GuérinThe survey of western Palestine (Volume 3) By C.R. Conder et alThe Birth of the Palestinian Refugee Problem Revisited By Benny Morris