Так сложилось, что до весьма известного в наших палестинах монастыря
Бейт Джемаль я добрался совсем недавно; отчасти потому, что к современным монастырям отношусь без особенного энтузиазма, а отчасти просто так карта (географическая) легла... Википедия сообщает, что деревня с таким названием фигурирует в османском налоговом реестре (
дафтар) 1596-го года в составе санджака Газы и даже
нахии Газы (последнее несколько удивляет). Она состояла из 37 мусульманских домов; выращивала пшеницу, ячмень, маслины, коз и пчёл; и платила налогов на 3500 акче. К середине 19-го века Герен увидел там небольшое количество жалких хижин, жители которых страдали от лихорадки.
В 1869-м все деревенские земли купил о. Антонио Беллони, итальянский священник из Иерусалимской латинской патриархии, на деньги
Джона Крайтона-Стюарта, 3-го маркиза Бьюта. Беллони, сообщает монастырская брошюра, считал своим призванием заботу о сиротах, и в 1857-м построил приют в Вифлееме; новое учреждение, по его замыслу, должно было стать не только ещё одним приютом, но и сельскохозяйственным училищем, которая помогла бы сирот прокормить. Оставшихся жителей - в 1871-м Хартманн насчитал 21 человека в 10 домах - куда-то переселили, в 1871-м году начали строительство училища, и в 1878-м последнее было открыто. В 1892-м Беллони вместе со своими приютами присоединился к Обществу
св. Франциска Сальского, оно же
Салезианцы Дона Боско, и объект заодно стал салезианским монастырём. 23 июня 1938-го настоятель, о. Марио Розин, по дороге из Дир Рафата был убит неизвестными, которых так и не нашли; ввиду
арабского восстания 1936-9 годов подозрение пало на арабов; но есть и более экзотическая версия, обвиняющая итальянских фашистов. После 1948-го в монастыре работала школа-интернат, пока не закрылась в 1981-м. Сейчас здесь ещё продолжается какая-то сельскохозяйственная деятельность; продают (но уже не производят) вино; и устраивают концерты. К салезианскому монастырю с 1985-го примыкает ещё один, укомплектованный
Монахинями Вифлеема, Успения Богородицы и св. Бруно; у них своя церковь и свой магазинчик, в которых я не был. Монастырская брошюра сообщает, что мужская ветвь того же ордена тоже представлена поблизости (если я правильно понимаю, на холме метрах в 350 к юго-востоку), но к ним не пускают. Во время войны в Персидском заливе, в январе-феврале 1991-го, монастырь ненадолго приютил итальянское посольство. Наконец, принадлежащая салезианцам довольно значительная территория вокруг монастыря служит жителям Бейт Шемеша и приезжим как место для пикников, прогулок итп. К сожалению, не обошлось без
случаев вандализма в церкви и на монастырском кладбище; а в 2007-м, сообщает брошюра, монастырский трактор наехал на взрывное устройство, водитель был легко ранен.
Но вернёмся немного назад. Согласно боршюре, в 1916-м салезианцы решили построить рядом с детской площадкой туалет, наткнулись на античную мозаику и начали раскопки, проходившие в 1916-7 и 1919-22. Салезианец Анжело Бормида, руководивший поначалу раскопками, по какой-то причине был арестован османскими властями, отправлен в "метрополию" и умер по дороге. Бенедектинец Маурицио Гислер из аббатства Дормицион продолжил работы, определил объект как церковь 5-го века и "приписал" к Кафаргамале из
Послания Лукиана, благо расстояние от Иерусалима до Бейт Джемаля примерно соответствует указанному в послании.
Послание сообщает, что в 415-м в указанной деревне, расположенной на иерусалимской территории в 20 милях от города, работал приходским священником некто Лукиан. Однажды во сне ему явился еврейский мудрец
Гамлиэль Старший (дед того
Гамлиэля, который потом возглавлял Синедрион в Явне). Гость указал Лукиану место, где похоронены
первый христианский мученик Стефан, сам Гамлиэль, его сын Авив (Хавив ?) и племянник Никодим (добавив, что трое последних крестились) и указал немедленно сообщить координаты иерусалимскому патриарху Иоанну. Лукиан медлил, но после ещё двух явлений наконец передал сообщение. Могилу открыли, воздух наполнился благоуханием, в окрестностях исцелились 73 больных; по указанию Иоанна останки Стефана перенесли в Иерусалим, в церковь
Агиа Сион...
В таком случае название Бейт Джемаль, видимо, следует понимать не просто как арабский "дом верблюда" или "дом красоты", но и как искажение античного топонима Кфар Гамла (деревня верблюда, но по-арамейски) или Кфар Гамлиэль (деревня Гамлиэля). Салезианцам идея об идентификации с Кафаргамалой понравилась; и в 1930-м, опять же под руководством Гислера, они начали строительство на том же месте современной церкви, посвящённой св. Стефану. Оформление церкви имитирует мозаику её византийской предшественницы. Большую часть росписей выполнил Эмиль Ритц, также из Дормициона; меньшую Луиджи Поджи, кармелит из Стелла Марис.
(Гамлиэль в пасхальной агаде 14-го века,
wiki)
(Явление Гамлиэля Лукиану в представлении Ханса Клокера, конец 15 века,
wiki)
Бейт Джемаль, без даты:
(Архив Яд Бен-Цви)
Так, видимо, должна была выглядеть церковь по первоначальным планам ?
(Архив Яд Бен-Цви)
1948:
(Архив Пальмаха via
wiki)
(Национальная фотоколлекция)
(Национальная фотоколлекция)
(Национальная фотоколлекция)
Наши дни:
Надпись над входом гласит "Сельскохозяйственное училище св. Иосифа, Бейт Джемаль":
Здание монастыря:
Местная метеорологическая станция функционирует с 1919-го года. Согласно табличке, это старейшая действующая станция в Израиле; монастырская брошюра скромно соглашается делить эту честь с Микве Исраэль.
Здесь - концертный зал:
Дальше:
Церковь св. Стефана; крест на первом плане - дело рук известного скульптора Игаля Тумаркина:
План византийской церкви. Oна была относительно небольшой, 15 на 9 метров. Под центральным нефом находился резервуар, а под южным - тоже какая-то полость, не то крипта, не то более древняя миква, а может и оба ответа верны. По одной из версий, там-то и находилась могила Стефана.
(JSP 14)
Фрагменты византийского мозаичного пола. Как видно из первого кадра, на полу была по крайней мере одна надпись, но по нескольким сохранившимся окончаниям греческих слов восстановить её вряд ли возможно. Эмиль Пуэш предложил, впрочем, некую реконструкцию, включающую даже имя Лукиана. Во второй кадр попала притолока, найденная в Хирбет эль-Джильджиль, в километре к северо-западу от монастыря, и на притолоке тоже есть плохо сохранившаяся греческая надпись. По мнению Пуэша, в надписи на притолоке упоминается св. Стефан (что доказывает идентификацию Бейт Джемаля как лукиановой Кафаргамалы); а по мнению Шимона Гибсона и Леи Ди Сегни это прочтение отфонарно. Подробнее о притолоке и Хирбет эль-Джильджиль вообще см. в
другом посте.
Ещё каменюки:
Детали маслодавильни ?
Интерьер церкви оформлен под мозаику:
С одной стороны - крещение Стефана и суд, с другой - побиение камнями и погребение:
Стефан, Гамлиэль, Никодим и Авив:
Апсида южного нефа посвящена Стефану:
В апсиде северного нефа - изображение
Джованни Боско (он же Дон Боско), священника из Турина, основавшего в 1859-м году Общество св. Франциска Сальского и возглавлявшего его до своей смерти в 1888-м.
Около выхода - старая олива, опирающаяся на маслодавильный пресс, и древний маслодавильный агрегат:
Выход:
Если пройтись от монастыря немного на юг, то можно добраться до
чего-то вроде сторожевой башенки:
Видимо эта же башенка, 1948:
(Архив Пальмаха via
wiki)
Фотографии: в
wikimedia commons.
ГугльМэп местности.
Ссылки:
Скуду, Антонио - Бейт-Джемаль (Кфар-Гамла), на перекрёстке еврейской и христианской истории
Judea Samaria Publications 14 - Corpus of Christian Sites in Judea
Un Mausolee de Saint Etienne a Khirbet Jiljil - Beit Gimal By Emile PuechGreek Inscriptions from Khirbet el-Jiljil and Beit Jimal and the Identification of Caphar Gamala By Leah Di Segni, Shimon GibsonBiblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea: a journal of travels in the year 1838 (Volume 3) By Edward Robinson, Eli SmithDescription Géographique Historique et Archéologique de la Palestine (Vol. 1: Judée, pt. 2) By Victor GuérinAlphabetisches Verzeichniss von Ortschaften des Paschalik Jerusalem Von Prof. A. Socin (Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins)
Die Ortschaftenliste des Liwa Jerusalem in dem türkischen Staatskalender für Syrien auf das Jahr 1288 der Flucht (1871) Von Dr. M. HartmannThe survey of western Palestine (Volume 3) By C.R. Conder et alA Visit to Tell Zakariya By Charles WilsonBibleWalks.com