Музей ВМФ - Дакар и другие.

Feb 20, 2024 01:14



Несколько лет назад я написал пару постов про корабли, выставленные в хайфском музее ВМФ ( 1, 2). Теперь можно перейти к тем, что, к сожалению, находятся там только частично; и во-первых к подводной лодке Дакар.

Дакар представлял собой британскую подводную лодку типа T и изначально назывался HMS Totem (P352). Лодка была заложена 22 октября 1942-го в Девонпорте; приступила к службе 9 января 1945-го; до окончания войны успела выйти в одно плавание в районе Норвегии и одно в районе Явы; в начале 1950-х прошла апгрейд. В 1965-м Израиль приобрёл Totem и переименовал в Ц-77 Дакар (групер). Дакар прошёл ремонт и 9 января 1968-го отплыл из Портсмута в Хайфу с экипажем из 69 человек. 25 января связь с лодкой была потеряна; в этот момент она должна была находиться к юго-востоку от Крита. В феврале 1969-го аварийный буй с лодки был найден на берегу в районе Хан Юнеса. Поиски завершились успехом только в мае 1999-го, когда экспедиция американской компании Nauticos обнаружила остатки лодки на глубине порядка 3000 метров. Точная причина потери Дакара остаётся неизвестной; представляется, что некая техническая проблема вызвала резкое погружение, приведшее к разрушению корпуса.

HMS Totem в 1945-м:



(wiki)



(wiki)

Дакар в Портсмуте перед отплытием в Израиль:



(wiki)



(wiki)

Капитан Дакара Яаков Раанан:



(wiki)

Модель:



Мемориал:





Буй:





Наряду с Тотемом/Дакаром были куплены ещё две однотипные лодки. HMS Truncheon (P353) была заложена 5 ноября 1942-го в Девонпорте, на службе с 25 мая 1945-го, в Израиле получила название Ц-79 Дольфин. HMS Turpin (P354) заложена на Чатемской верфи 24 мая 1943-го, на службе с 18 декабря 1944-го, переименована в Ц-75 Левьятан (то бишь либо библейский Левиафан, либо современный кит). Обе списали в конце 1970-х.

Якорь с ПЛ Дольфин:



Британская 21-дюймовая торпеда Mk 20; такие использовались на ПЛ Дольфин и Левьятан:



Немного назад во времени, к первыми подводным лодкам израильского ВМФ: Ц-71 Танин и Ц-73 Раhав. Изначально обе были лодками типа S, соответственно HMS Springer (P264) и HMS Sanguine (P266). Строились компанией Cammell Laird в Беркенхеде. Sanguine была заложена 10 января 1944-го, в строю с 13 мая 1945-го; Springer заложена 8 мая 1944-го, на службе с 2 августа 1945-го. Лодки были проданы в Израиль в 1958-м и названы в честь библейских монстров (1,2; в современном иврите танин - обыкновенный крокодил); насколько я понимаю, Танин была зачислена в ряды раньше, и таким образом стала первой нашей ПЛ. В 1967-м Танин безуспешно атаковала египетский шлюп; Раhав к тому моменту была не в состоянии погружаться, и её задействовали как надводный патрульный корабль. Обе отправились в отставку примерно в 1968-м.

HMS Springer, 1945:



(wiki)

HMS Sanguine:



(wiki)

Танин в день прибытия в Израиль, 16 декабря 1959-го:



(wiki)

Рахав и Танин в Хайфе, 1960:



(wiki)

Модель ПЛ Танин:



Британское 4-дюймовое орудие с одной из данных подлодок; интернет утверждает, что с Раhав. Перед нами QF 4 inch Mk XXIII, принятая на вооружение, насколько я понимаю, вскоре после ВМВ. Лодки типа S были вооружены более старыми и несколько иными на вид QF 4 inch Mk XII/XXII. Возможно, новые орудия были установлены на Танин и Раhав в процессе ремонта, который лодки прошли в Англии после их покупки.



Фотография затвора не совсем удачная, но всё же видны модель и год: QF 4 lb MK XXIII ... 1947 ....



Ещё один хорошо известный у нас, и (как и Дакар) во многом по причине трагического характера, британец времён ВМВ - эсминец типа Z HMS Zealous (R39), построенный фирмой Cammell Laird в Беркенхеде; был заложен 5 мая 1943-го; в строю с 9 октября 1944-го. Продан в наши края в 1955-м; зачислен в состав израильского ВМФ в июле 1956-го и назван К-40 Эйлат, став вторым кораблём с названием Эйлат; потом то же имя получили ещё два - ракетный катер типа Саар-2 и нынешний корвет типа Саар-5. Однотипный с Zealous HMS Zodiac (R54) стал К-42 Яфо. Во время Синайской кампании оба корабля принимали участие в бою с египетским эскортным миноносцем Ибрагим эль-Аваль, завершившемся захватом последнего (см ниже). В начале Войны на истощение, ночью 11-12 июля 1967-го, Эйлат и два торпедных катера обнаружили возле Синая и потопили два египетских торпедных катера. 21-го октября того же года корабль в очередной раз патрулировал побережье возле Порт-Саида; два ракетных катера типа Комар, не покидая порта, выпустили по эсминцу четыре противокорабельных ракеты П-15 Термит. Эйлат получил три попадания и затонул; из экипажа в 199 человек погибли 47. Эйлат стал первым кораблём, потопленным противокорабельной ракетой, если исключить из рассмотрения корабли союзников во главе с HMS Egret, потопленные во время ВМВ немецкими авиационными "бомборакетами".

В бытность Zealous:



(wiki)



(wiki)

В роли британского эсминца на съёмках фильма Эксодус, Фамагуста, 1960:



(wiki)

В наших палестинах, 1961:



(wiki)

1967:



(wiki)

В музее Эйлат представлен моделью:



И четырёхтрубным торпедным аппаратом:





Уже упомянутый HMS Zodiac (R54) ака К-42 Яфо был построен компанией Thornycroft в Вулстоне; заложен в красный день календаря 7 ноября 1942-го; в строю с 23 октября 1944-го; куплен в 1955-м; прибыл в 1956-м; списан в 1969-м; в 1972-м затоплен в ходе испытаний противокорабельных ракет Габриэль.

У них, 1945:



(wiki)

У нас, 1957:



(wiki)



(wiki)

1965:



(wiki)

Всё, 1972:



(wiki)

В музее представлен 4.5-дюймовым орудием (QF 4.5-inch Mk I - V):



Неустановленной британской церемониальной пушкой:



Якорем:



Системой управления огнём:







Торпедными компьютером и прицелом:





Также в музее есть спаренная установка 40-мм зениток Бофорс с водяным охлаждением "с израильского эсминца". Подходящая установка видна на фото 1957-го года выше. Среди вооружения типа Z находим "QF 40 mm Bofors, twin mount Hazemeyer Mk IV".



Очередной британский ветеран ВМВ, эскортный миноносец типа Hunt HMS Mendip (L60), попал в Израиль куда более извилистым путём. Корабль был заложен 10 августа 1939-го в Волсете фирмой Swan Hunter; на службе с 12 октября 1940-го; участвовал в высадках союзных войск на Сицилии и в Салерно; с мая 1948-го был одолжен китайской военщине под названием Лин Фу; вернулся к британцам в феврале 1949-го; в ноябре того же года продан Египту и ополумесячен Мохаммед Али эль-Кабир; в 1951-м переименован в Ибрагим эль-Аваль. Ночью 30-31 октября 1956-го корабль обстрелял сионистскую Хайфу, но в итоге был захвачен и поступил в распоряжение уже израильского ВМФ как К-38 Хайфа. Списан в 1968-м, и в 1969-м затоплен в ходе испытаний ПКР Габриэль.

1948:



(wiki)

Свежезахваченный Ибрагим эль-Аваль:



(wiki)

1960:



(wiki)

1961:



(wiki)

1966:



(wiki)

Документы с захваченного корабля:



И покоцанный кусок борта:



Модель К-38 Хайфа:



Мостик:





Штурвал:







4-дюймовая башня (QF 4 in Mk XVI on twin mount Mk XIX):



Глубинный бомбомёт:



Винт:



Ещё немного стрелялок. Phalanx CIWS с ракетного катера Геула типа Саар-4.5. Катера Геула и Алия иногда выделяют в отдельный подкласс, поскольку в отличие от прочих "одноклассников" они были оборудованы вертолётной площадкой и ангаром. Оба числились в рядах израильского ВМФ с 1981-го по 2004-й, когда были проданы в Мексику; там под названиями Tormenta и Huracán соответственно они продолжают служить до сих пор.



Геула в 1982-м:



(wiki)



(wiki)

76-мм OTO Melara с неуказанного ракетного катера типа Саар-3, Саар-4 или Саар-4.5 (за исключением вышеупомянутых "вертолётоносцев" Алия и Геула):





Вот, например, один из Саар-3 незадолго до ВСД:



(wiki)

Продолжение следует...

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

музеи, фотоотчёты, флот, мемориалы

Previous post Next post
Up