Тель Итон (от ар. Хирбет Айтун) - холм на границе Шфелы и Хевронского нагорья, на берегу сезонной речки Адораим. Ориентирами могут служить мошав Шекеф к северу, посёлок Нета к югу, и 358-я дорога к востоку; к цели ведёт ответвление от последней в 2 км к югу от поворота на Шекеф. Холм вытянут по оси север-юг, его площадь составляет порядка 6 гектаров. В 1953-м Мартин Нот предложил отождествить объект с библейским городом
Эглон. Согласно
Иегошуа 10, царь Эглона по имени Двир примкнул к царям Иерусалима, Хеврона,
Ярмута и
Лахиша; вместе они выступили против древних израильтян, но были разбиты (отчасти благодаря читу с остановкой солнца), пойманы и казнены. Вскоре после битвы израильтяне взяли город и далее он фигурирует в списке выделенных колену Иегуды (см Иегошуа 15:39); судя по порядку топонимов в списке, его следует искать в окрестностях Лахиша. Наконец, краткое описание падения Эглона указывает на то, что он находился по пути из Лахиша и Хеврон (каковой путь мог проходить вдоль речки Адораим):
И перешел Йеошуа и весь Исраэйль с ним из Лахиша к Эглону, и расположились возле него станом, и воевали против него. И взяли они его в тот же день, и поразили его острием меча, а всех людей, которые в нем, в тот же день он перебил, сделав все так же, как с Лахишем. И поднялся Йеошуа и весь Исраэйль с ним из Эглона к Хэврону, и воевали против него.
Ономастикон Евсевия
сообщает, что "Еглон (Έγλών), он же и Одоллам (Όδολλάμ), колена Иудина, его царя Давира, поразил Иисус; и ныне есть большое селение к В. от Елевферополя, в 10 милиариях", а Иероним исправляет 10 миль на 12. Тель Итон находится на подходящем расстоянии от
Бейт Гуврина, вот только не к востоку, а к югу.
Anyway, перейдём к археологической части. В 1976-м или 1977-м в связи с "чёрными раскопками" на холме (нынешняя зона B) имели место небольшие спасательные раскопки под руководством Эйтана Аялона (в рамках проекта раскопок Лахиша). В 2006-м к более основательному изучению объекта приступила экспедиция из Бар-Илана под руководством Авраама Фауста, и провела там по меньшей мере 10 сезонов. К тому моменту (2015) на небольшом участке археологи докопались до стен периода ранней бронзы. По промежуточной бронзе пока нет ничего, а по средней несколько черепков. Далее следует значительный позднебронзовый город (как и "требуется" исходя из истории о пяти царях), повидимому занимавший всю вершину; похоже, что ханаанейский город был уничтожен неизвестными супостатами в первой половине 12-го века. Его сменило меньшее по размеру поселение раннего железа, по всей видимости тоже ханаанейское; несколько филистимлянских черепков намекают на торговые связи с прибрежной полосой. На протяжении железного века IIA (10 - 9 века до н.э.) город - вероятно, уже под контролем "единого" и затем иудейского царства - разрастается и обзаводится стеной. Самая большая часть находок относится к железу IIB (минус 8-й век). Объект был разрушен ассирийцами Синаххериба в ходе кампании 701-го года до нашей эры. Довершают картину форт и окружавшее его поселение конца персидкого и начала эллинистического периодов (минус 4 - 3 века). В византийский период холм использовался в сельскохозяйственных целях... Население города на пике Фауст оценивает в 1800 человек.
Почти со всех сторон холм окружён огромным некрополем, вероятно из тысяч захоронений. Двухмесячные спасательные раскопки кладбища проводились в 1968-м, опять же в связи с деятельностью самозванных Индиан Джонсов (успевших к тому времени весьма основательно его разворошить). Раскопками руководили сначала Гершон Эдельштейн и Василиус Цаферис, потом Давид Усишкин и Труда Дотан. Дальнейшими исследованиями занимались сперва Амос Клонер; потом Саар Ганор, Амир Ганор и Рон Кеати. Старейшее из раскопанных захоронений, в доработанной естественной пещере к западу от холма, было датировано поздней бронзой. В следующей по возрасту гробнице, железного века I к юго-западу, нашли в числе прочих хорошо сохранившиеся бихромные филистимлянские сосуды и окрестили её "филистимлянской могилой". Дальше идут захоронения железа II и римско-византийские. Несколько захоронений, разведанных в последнее время экспедицией Фауста, были отнесены к тем же периодам.
И часть основная, фотографическая. Вот ещё один дроновид, с востока; хорошо видны уступы, очевидно бывшие византийские итд сельскохозяйственные террасы. У подножия холма, параллельно дороге, проходит русло сезонной речки Адораим; она начинается на Хевронском нагорье, огибает сабж с востока и севера и уходит на запад, где
в конце концов условно впадает в сезонную же речку Шикма.
Длинный участок какой-то стены на северо-западном склоне:
С земли холм выглядит так; юг:
Юго-запад:
На следующей фотографии - здание в зоне A, что в южной части вершины, по планировке сходное с "
четырёхпространственными домами", но очень большое для таковых (225 кв м). Исходя из размера, расположения в самой высокой точке холма, качества и монументальности постройки (некоторое количество отёсанных камней массой до 750 кг) и из наличия оттисков печатей, археологи интерпретируют здание как дом местного правителя. Среди других находок - складское помещение с сосудами от масла/вина; пара воронок; ткацкие грузила; десятки наконечников стрел; и остатки растений (пшеница, виноград, маслины, чечевица, чеснок). Радиоуглеродная датировка двух кусочков обгоревшей органики и одной оливковой косточки, взятых из разных мест в полу/фундаменте здания, принесла похожие результаты - с конца 11-го до третьей четверти 10-го века до нашей эры. Публикация датировки внесла свой вклад в дискуссию об этнической и политической ситуации на юге Шфелы в минус 10-м веке - был ли здесь, как считают многие, ханаанейских анклав под покровительством филистимлян, или израильтяне уже успели установить "наш контроль" ? И, конечно, вызвала очередной виток связанного, но гораздо более публичного и эмоционального
спора о том, насколько большой и "продвинутой" была Иудея минус 10-го века.
Над вышеописанной постройкой раскопали часть фундамента позднеперсидского/раннеэллинистического здания, по оценкам размером не менее 19 на 19 метров и со стеной толщиной 3 метра, и интерпретировали объект как форт.
Здание с запада:
С востока:
В центре - фрагмент стены из необожжённых кирпичей на каменном основании:
Стена в восточной части здания, в том числе массивные отёсанные камни, обрамлявшие вход:
Порог (?), покрытый известью (?):
Запад:
Юг:
Теперь на север; там стена террасы:
Ещё дальше вдоль западного склона холма - зоны D (слева, т.е. южнее) и B (справа).
Зона D; фрагмент городской стены толщиной 4 м и построенные параллельно стене дома:
Проход между городской стеной (слева) и домами ?
Стена:
Зона B; еще немного городской стены и ещё дома:
Маленькая зона C в северо-восточной части холма; там тоже фрагмент городской стены:
На севере виднеется мошав Шекеф:
На юге - старая дорога патрулей и посёлок Нета:
На востоке -
разделительный барьер, за ним деревня Сикка и городок Бейт Авва:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
A Canaanite Town, a Judahite Center, and a Persian Period Fort: Excavating Over Two Thousand Years of History at Tel 'Eton By Avraham Faust, Hayah KatzThe “Governor’s Residency” at Tel ‘Eton, The United Monarchy, and the Impact of the Old-House Effect on Large-Scale Archaeological Reconstructions By Avraham Faust, Yair SapirLate Persian - Early Hellenistic Remains at Tel 'Eton By Avraham Faust, Hayah Katz, Pirchia EyalTel ‘Eton Cemetery: An Introduction By Avraham Faust, Hayah KatzThe "Philistine Tomb" at Tel 'Eton: Cultural Contact, Colonialism, and Local Responses in Iron Age Shephelah By Avraham FaustBetween the Highland Polity and Philistia: The United Monarchy and the Resettlement of the Shephelah in the Iron Age IIA, with a Special Focus on Tel ʿEton and Khirbet Qeiyafa By Avraham FaustThe survey of western Palestine (Volume 3) By C.R. Conder et alBibleWalks.comTimes of Israel