Тель Итон.

Aug 22, 2023 00:12



Тель Итон (от ар. Хирбет Айтун) - холм на границе Шфелы и Хевронского нагорья, на берегу сезонной речки Адораим. Ориентирами могут служить мошав Шекеф к северу, посёлок Нета к югу, и 358-я дорога к востоку; к цели ведёт ответвление от последней в 2 км к югу от поворота на Шекеф. Холм вытянут по оси север-юг, его площадь составляет порядка 6 гектаров. В 1953-м Мартин Нот предложил отождествить объект с библейским городом Эглон. Согласно Иегошуа 10, царь Эглона по имени Двир примкнул к царям Иерусалима, Хеврона, Ярмута и Лахиша; вместе они выступили против древних израильтян, но были разбиты (отчасти благодаря читу с остановкой солнца), пойманы и казнены. Вскоре после битвы израильтяне взяли город и далее он фигурирует в списке выделенных колену Иегуды (см Иегошуа 15:39); судя по порядку топонимов в списке, его следует искать в окрестностях Лахиша. Наконец, краткое описание падения Эглона указывает на то, что он находился по пути из Лахиша и Хеврон (каковой путь мог проходить вдоль речки Адораим):

И перешел Йеошуа и весь Исраэйль с ним из Лахиша к Эглону, и расположились возле него станом, и воевали против него. И взяли они его в тот же день, и поразили его острием меча, а всех людей, которые в нем, в тот же день он перебил, сделав все так же, как с Лахишем. И поднялся Йеошуа и весь Исраэйль с ним из Эглона к Хэврону, и воевали против него.

Ономастикон Евсевия сообщает, что "Еглон (Έγλών), он же и Одоллам (Όδολλάμ), колена Иудина, его царя Давира, поразил Иисус; и ныне есть большое селение к В. от Елевферополя, в 10 милиариях", а Иероним исправляет 10 миль на 12. Тель Итон находится на подходящем расстоянии от Бейт Гуврина, вот только не к востоку, а к югу.

Anyway, перейдём к археологической части. В 1976-м или 1977-м в связи с "чёрными раскопками" на холме (нынешняя зона B) имели место небольшие спасательные раскопки под руководством Эйтана Аялона (в рамках проекта раскопок Лахиша). В 2006-м к более основательному изучению объекта приступила экспедиция из Бар-Илана под руководством Авраама Фауста, и провела там по меньшей мере 10 сезонов. К тому моменту (2015) на небольшом участке археологи докопались до стен периода ранней бронзы. По промежуточной бронзе пока нет ничего, а по средней несколько черепков. Далее следует значительный позднебронзовый город (как и "требуется" исходя из истории о пяти царях), повидимому занимавший всю вершину; похоже, что ханаанейский город был уничтожен неизвестными супостатами в первой половине 12-го века. Его сменило меньшее по размеру поселение раннего железа, по всей видимости тоже ханаанейское; несколько филистимлянских черепков намекают на торговые связи с прибрежной полосой. На протяжении железного века IIA (10 - 9 века до н.э.) город - вероятно, уже под контролем "единого" и затем иудейского царства - разрастается и обзаводится стеной. Самая большая часть находок относится к железу IIB (минус 8-й век). Объект был разрушен ассирийцами Синаххериба в ходе кампании 701-го года до нашей эры. Довершают картину форт и окружавшее его поселение конца персидкого и начала эллинистического периодов (минус 4 - 3 века). В византийский период холм использовался в сельскохозяйственных целях... Население города на пике Фауст оценивает в 1800 человек.

Почти со всех сторон холм окружён огромным некрополем, вероятно из тысяч захоронений. Двухмесячные спасательные раскопки кладбища проводились в 1968-м, опять же в связи с деятельностью самозванных Индиан Джонсов (успевших к тому времени весьма основательно его разворошить). Раскопками руководили сначала Гершон Эдельштейн и Василиус Цаферис, потом Давид Усишкин и Труда Дотан. Дальнейшими исследованиями занимались сперва Амос Клонер; потом Саар Ганор, Амир Ганор и Рон Кеати. Старейшее из раскопанных захоронений, в доработанной естественной пещере к западу от холма, было датировано поздней бронзой. В следующей по возрасту гробнице, железного века I к юго-западу, нашли в числе прочих хорошо сохранившиеся бихромные филистимлянские сосуды и окрестили её "филистимлянской могилой". Дальше идут захоронения железа II и римско-византийские. Несколько захоронений, разведанных в последнее время экспедицией Фауста, были отнесены к тем же периодам.

И часть основная, фотографическая. Вот ещё один дроновид, с востока; хорошо видны уступы, очевидно бывшие византийские итд сельскохозяйственные террасы. У подножия холма, параллельно дороге, проходит русло сезонной речки Адораим; она начинается на Хевронском нагорье, огибает сабж с востока и севера и уходит на запад, где в конце концов условно впадает в сезонную же речку Шикма.





Длинный участок какой-то стены на северо-западном склоне:



С земли холм выглядит так; юг:



Юго-запад:



На следующей фотографии - здание в зоне A, что в южной части вершины, по планировке сходное с "четырёхпространственными домами", но очень большое для таковых (225 кв м). Исходя из размера, расположения в самой высокой точке холма, качества и монументальности постройки (некоторое количество отёсанных камней массой до 750 кг) и из наличия оттисков печатей, археологи интерпретируют здание как дом местного правителя. Среди других находок - складское помещение с сосудами от масла/вина; пара воронок; ткацкие грузила; десятки наконечников стрел; и остатки растений (пшеница, виноград, маслины, чечевица, чеснок). Радиоуглеродная датировка двух кусочков обгоревшей органики и одной оливковой косточки, взятых из разных мест в полу/фундаменте здания, принесла похожие результаты - с конца 11-го до третьей четверти 10-го века до нашей эры. Публикация датировки внесла свой вклад в дискуссию об этнической и политической ситуации на юге Шфелы в минус 10-м веке - был ли здесь, как считают многие, ханаанейских анклав под покровительством филистимлян, или израильтяне уже успели установить "наш контроль" ? И, конечно, вызвала очередной виток связанного, но гораздо более публичного и эмоционального спора о том, насколько большой и "продвинутой" была Иудея минус 10-го века.

Над вышеописанной постройкой раскопали часть фундамента позднеперсидского/раннеэллинистического здания, по оценкам размером не менее 19 на 19 метров и со стеной толщиной 3 метра, и интерпретировали объект как форт.



Здание с запада:



С востока:



В центре - фрагмент стены из необожжённых кирпичей на каменном основании:



Стена в восточной части здания, в том числе массивные отёсанные камни, обрамлявшие вход:





Порог (?), покрытый известью (?):



Запад:



Юг:





Теперь на север; там стена террасы:



Ещё дальше вдоль западного склона холма - зоны D (слева, т.е. южнее) и B (справа).



Зона D; фрагмент городской стены толщиной 4 м и построенные параллельно стене дома:





Проход между городской стеной (слева) и домами ?



Стена:



Зона B; еще немного городской стены и ещё дома:















Маленькая зона C в северо-восточной части холма; там тоже фрагмент городской стены:



На севере виднеется мошав Шекеф:





На юге - старая дорога патрулей и посёлок Нета:





На востоке - разделительный барьер, за ним деревня Сикка и городок Бейт Авва:







Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
A Canaanite Town, a Judahite Center, and a Persian Period Fort: Excavating Over Two Thousand Years of History at Tel 'Eton By Avraham Faust, Hayah Katz
The “Governor’s Residency” at Tel ‘Eton, The United Monarchy, and the Impact of the Old-House Effect on Large-Scale Archaeological Reconstructions By Avraham Faust, Yair Sapir
Late Persian - Early Hellenistic Remains at Tel 'Eton By Avraham Faust, Hayah Katz, Pirchia Eyal
Tel ‘Eton Cemetery: An Introduction By Avraham Faust, Hayah Katz
The "Philistine Tomb" at Tel 'Eton: Cultural Contact, Colonialism, and Local Responses in Iron Age Shephelah By Avraham Faust
Between the Highland Polity and Philistia: The United Monarchy and the Resettlement of the Shephelah in the Iron Age IIA, with a Special Focus on Tel ʿEton and Khirbet Qeiyafa By Avraham Faust
The survey of western Palestine (Volume 3) By C.R. Conder et al
BibleWalks.com
Times of Israel

крепости, дворцы, фотоотчёты

Previous post Next post
Up