Иерусалим - Монументальные гробницы в долине Кидрона.

Jul 06, 2023 00:14



От Силуана и " гробницы дочери фараона" путь лежал дальше вверх по руслу Кидрона. Эта часть Кидрона в еврейской и христианской традициях часто отождествляется с "долиной Иегошафата" (буквально "Б-г судил") из Йоэля 4:

Ибо вот, в те дни и в то время, когда верну Я обратно плененных в Йеудее и в Йерушалаиме, Я соберу все народы и сведу их в долину Йеошафата, и буду судиться там с ними за народ Мой и за удел Мой - Йисраэйль, который они рассеяли среди народов, и за землю Мою, что они разделили... Пусть воспрянут народы и взойдут в долину Йеошафата, ибо там Я воссяду судить все народы вокруг.

Первым известным источником, совместившим йоэлеву долину Страшного суда с Кидроном, являются путевые заметки анонимного паломника из Бордо, посетившего Иерусалим в 333-м году:

Also as one goes from Jerusalem to the gate which is to the eastward, in order to ascend the Mount of Olives, is the valley called that of Josaphat. Towards the left, where are vineyards, is a stone at the place where Judas Iscariot betrayed Christ; on the right is a palm-tree, branches of which the children carried off and strewed in the way when Christ came. Not far from thence, about a stone's-throw, are two notable tombs of wondrous beauty; in the one, which is a true monolith, lies Isaiah the prophet, and in the other Hezekiah, King of the Jews.

Как видим, этот же отрывок подводит нас к теме античных монументов/гробниц у подножия Масличной горы, без сомнения известных подавляющему большинству читателей данного ЖЖ. Первую (южную) пару монументов составляют так называемые гробница Захарии и гробница Бней Хезир; вторую - гробница Авшалома и пещера Иегошафата. Впечатляющие сооружения на окраине Иерусалима, естественно, породили разнообразные традиции, и вместе с последними вошли в историю. Первое подробное описание объектов оставил Фелисьен де Сольси (1851-2), а первое основательное археологические исследование провёл Нахман Авигад в 1940-е. Учёные мужи датировали монументы примерно рубежом нашей эры и идентифицировали один из них по надписи на фасаде как гробницу священников из семьи Хезир. Остальные три до сих пор, за неимением лучшего варианта, принято обозначать наиболее популярными традиционными названиями.

Гробницы Авшалома (A), Бней Хезир (B) и Захарии (C) в манускрипте Жана Зуаллара, 1587:



(wiki)

Рисунок Уильяма Генри Бартлетта, 1842:




Фотография Фрэнсиса Бедфорда, 1862:



(wiki)

Гробница Авшалома и пещера Иегошафата в представлении Олферта Даппера, 1677.




Гробницы Бней Хезир и Авшалома и пещера Иегошафата на рисунках Луиджи Майера, 1804:



(wiki)



(wiki)

Гробница Авшалома на фотографии Августа Зальцманна, 1854:



(wiki)

Интерьер, коллекция Мэтсона, примерно 1900-20:



(wiki)

Наши дни; монументальные гробницы и над ними - кладбище в южной части Масличной горы:



Старейшим из четырёх сооружений является, повидимому, гробница Бней Хезир. Авигад датировал её по архитектуре 2-м веком до нашей эры; Д. Бараг, исследовавший объект в 2001-2, привлёк соображения исторические и эпиграфические и предложил последние три десятилетия минус 2-го века или первые два минус 1-го. Гробница представляет собой пещерный комплекс с фасадом в виде портика с двумя колоннами. На архитраве (т.е. над колоннами и под фризом с триглифами) сохранилась ивритская надпись: "Это гробница и нефеш (монумент) Элиэзера Хании Йоазара Иегуды Шимона Йоханана сыновей Йосефа сына Оведа Йосефа и Элазара сыновей Хании священников сыновей (т.е. членов семьи) Хезир". Насколько я понимаю, надпись впервые отметил и частично расшифровал Эжен Мельхиор де Вогюэ в 1853-4. В ТАНАХе дважды упоминаются носители имени Хезир - один как основатель 17-й священнической череды в Диврей а-ямим I 24:15; другой среди глав народа, подписавших соглашение с Нехемией в Нехемии 10:21.

В середине 19-го века местные мусульмане, согласно де Сольси, именовали объект "приёмной фараона" (диван фар'ун). А среди христианских паломников он был издавна известен как гробница св. Иакова, брата Иисуса. Последний, согласно Евсевию, был похоронен возле храма. Но уже в конце 4-го века Иероним писал, что некоторые верят - и он с ними не согласен - что могила Иакова находится на Масличной горе. Латинский текст 10-го века, представляющий собой перевод более раннего греческого источника, в свою очередь описывающего события середины 4-го века, рассказывает, как именно была обнаружена могила. Мол, отшельнику по имени Эпифаний, жившему в пещере в долине Кидрона, дважды явился во сне Иаков, брат Иисуса; и велел отправиться к епископу Кириллу с сообщением, что здесь (в пещере) похоронены сам Иаков, священник Захария (отец Иоанна Крестителя ?) и Симон (из Луки 2:25 ?). После того, как епископ не поверил Эпифанию, Иаков отправил отшельника к некоему Павлу в Элевтерополь, и сам явился последнему с предупреждением о визите. Павел отправил с Эпифанием своего слугу Анастасия; нанятые последним люди раскопали пещеру и обнаружили останки. После этого в Иерусалим прибыл сам Павел, построил возле пещеры часовню и перезахоронил тела под её алтарём.

Теперь галопом по другим источникам. Феодосий (прим. 530) писал, что св. Иаков, св. Захария и св. Симон похоронены в одной могиле на Масличной горе. Анонимный паломник из Пьяченцы (прим. 570) упоминает Иакова среди похороненных на той же горе. По крайней мере один источник в 7-м веке называет долину Кидрона долиной Иакова. В списке примерно 808-го года значится церковь св. Иакова в Иерусалиме, в которой служит один священник. Ральф из Кана (1099) описывает две "пирамиды" в долине Кидрона, одна - высокая и округлая - гробница Иегошафата, другая гробница Иакова (то есть автор имеет в виду "современные" гробницы Авшалома и Захарии). Те же могилы в той же долине отмечает Даниил. Примерно в 1160-м анонимный источник пишет про церковь в долине Иегошафата (Кидрон), где похоронены Иаков, старый св. Симон и Захария. Несколько лет спустя Иоанн из Вюрцбурга сообщает, что в долине Иегошафата находится красовая часовня, где был похоронен апостол Иаков, сын Алфея и наверху есть соответствующая надпись; это он, случайно, не про надпись о семье Хезир ? Потом, мол, тело апостола было перенесено в Константинополь; также в долине, под узкой пирамидой, похоронен царь Иегошафат. Церковь с могилами Иакова, старого Симона и пророка Захарии в долине Иегошафата упомянуты в 13-м веке в "продолжении Вильгельма Тирского". Иаков из Вероны (1335) пишет про пещеру св Иакова и соединённые с ней церковь и могилу пророка Захарии, сына Варахии. Николас из Поджибонси (1347-50) описывает гробницу Авшалома и неподалёку церковь св. Иакова младшего, похоже уже разрушенную, где есть сооружение "из одного камня, в форме бриллианта" (то есть опять же могила Захарии) и в "нижней церкви" ниша. Иоанн Полонер (прим. 1422) обнаруживает могилу Захарии и часовню Иакова младшего выше по "течению", и могилы апостолов Филиппа и Иакова ниже. Феликс Фабер (1480-3) - могилу Авшалома, рядом с ней могилы св. Симона и св. Иосифа, ниже могилу Захарии и ещё ниже могилу св. Иакова младшего (неясно, где именно). Анонимный паломник, сопровождавший сэра Ричарда Гилфорда (1506) упоминает церковь св. Иакова в пещере возле могилы Захарии. Греффин Аффагарт (1533-4) пишет, что пещера, где прятался св. Иаков, стала церковью, но к его времени времени была в руинах. Наконец, в конце того же века вполне узнаваемые могилы Авшалома и Захарии и пещера св Иакова изображены на рисунке Зуаллара (см. выше).

Как видим, множество христианских источников на протяжении примерно тысячи лет размещает в долине Кидрона могилу, а иногда и церковь/часовню св. Иакова, иногда общую с Захарией и Симоном. Другие паломники, как Аркульф (конец 7-го века) или Зевульф (1102-3), упоминают могилы св. Симона и св. Иосифа, но не Иакова. По итогам галопа можем в некоторой степени оценить разнобой в установлении соответствия между местными гробницами и библейскими персонажами; следует отметить также путаницу между различными Иаковами младшими (братом Иисуса и сыном Алфея) и различными Захариями (тут всё совсем сложно).

Но вернёмся к традиционной гробнице Иакова, она же гробница Бней Хезир. На первой фотографии левее и выше портика видна, насколько я понимаю, ведущая в гробницу шахта.





Крупный план портика:



Надпись:



Вход со стороны гробницы Захарии (заперт):





Соседняя т.н. гробница Захарии, строго говоря, вообще не является погребальным сооружением. Это высеченный из камня монолит в виде стоящего на трёхступенчатом основании куба (со стороной примерно 5.5 м), увенчанного пирамидой. Отделяя объект от окружающей скалы, древние каменотёсы выдолбили нишу шириной примерно 12 метров, обращённую открытой стороной на запад. В 1960-е Джон Аллегро и Говард Статчбери решили поискать здесь сокровища из "медного свитка", получили разрешение иорданских властей, очистили нижнюю часть монумента от земли и еврейских могил, ничего не нашли, а также убедились, что там нет входа в гипотетическую погребальную камеру. Специалисты, насколько я понимаю, датируют объект первым веком нашей эры. Возможно, перед нами "нефеш", относившийся к гробнице Бней Хезир; только не оригинальный, упомянутый в надписи, а более поздний.

Чем бы объект ни был изначально, вскоре начали возникать различные традиции, объявлявшие его могилой того или иного библейского персонажа. Как мы видели, уже в 333-м паломник из Бордо разместил в долине Кидрона монолитную могилу пророка Исайи, вероятно имея в виду "наш" объект. Текст начала 10-го века из Каирской гнизы идентифицирует объект как могилу иевусея Аравны, у которого Давид приобрёл участок земли для строительства жертвенника (Шмуэль II 24 16:25). Ральф из Кана (опять же см. выше) считал эту "пирамиду" могилой Иакова. Вениамин Тудельский (1165-73) обнаружил где-то здесь могилу царя Узиягу. По де Сольси, мусульмане называли объект гробницей жены фараона (кубр зуджет фар'ун).

Наиболее популярные традиции, впрочем, связаны с различными библейскими Захариями. Кое-какие свидетельства уже упоминались выше. Теперь можно вспонить еврейскую традицию, отмеченную в начале 13-го века паломником из Франции, известным как Менахем а-Хеврони. Менахем связал монумент с именем священника Захарии, сына Иегояды, из Диврей а-ямим II 24:17-21:

Но после смерти Йеойады пришли князья Йеуды и поклонились царю; тогда царь стал слушаться их. И они оставили дом Г-спода, Б-га отцов своих, и стали служить Ашэйрам и идолам; и был гнев (Г-сподень) на Йеуду и Йерушалаим за эту их вину. И Он посылал к ним пророков для обращения их к Г-споду, и они предупреждали их, но те не слушали. И дух Б-жий облек Зехарйа, сына Йеойады, священника, и встал он на возвышении пред народом, и сказал им: Так говорит Б-г - зачем вы преступаете повеления Господа? Не будет удачи вам. Как вы оставили Г-спода, так Он оставит вас. И сговорились против него, и побили его камнями, по приказанию царя во дворе дома Г-сподня.



В ходе раскопок Аллегро и Статчбери были обнаружены дворик перед монументом (размером 5 на 4 м) и грот в основании (2 на 2 м). Судя по квадратным выемкам по бокам грота, вход в него был перегорожен деревянной перекладиной. Внутри сохранился фрагмент штукатурки с греческой надписью "Господь, спаси и сохрани меня". Бараг датировал дворик и грот 4-м веком или позже, но умолчал об их возможном назначении. В статье Зиссу и Тендлера высказывается предположение, что грот служил криптой византийской церкви/часовни - надо полагать, той самой церкви св. Иакова, что упоминалась выше. Вполне вероятно, что именно этот грот имел в виду Николас из Поджибонси под нишей на нижнем этаже церкви.





Фасад:



Ионические капители:





Ивритские царапки "здесь был такой-то":



Это не монолит кривой, а объектив широкоугольный:





Объект с тыла:



Здесь прячутся могилы раввина Авраама Шломо Залмана по прозвищу Цореф (ювелир) и его жены. Авраам Шломо Залман родился в 1786-м в литовском Кедайняе, в 1811-м отправился в Палестину, некоторое время жил в Акко и Цфате, в 1816-м перебрался в Иерусалим, где открыл ювелирную лавку. Более всего он известен тем, что добился от правителя Египта Мухаммеда Али (контролировавшего Палестину в 1830-е) запрета взыскивать с иерусалимской ашкеназской общины стародавние долги, а также разрешения восстановить синагогу Хурва. В 1851-м был убит местным арабом. Восстановление Хурвы было завершено уже после его смерти. Поскольку в середине 19-го века нижняя часть гробницы Захарии была засыпана (и расчищена только в 1960-е), подозреваю, что оригинальная могила Авраама Шломо Залмана находилась в другом месте.



План гробниц Бней Хезир и Захарии:




Теперь переместимся на несколько десятков метров севернее, к гробнице Авшалома. Её нижняя часть во многом напоминает гробницу Захарии - монолитный куб (6 на 6 м, высота 6.4 м) с ионическими колоннами; однако выше колонн куб украшен фризом с триглифами, а внутри оборудована погребальная камера (2.4 на 2.4 м). Верхушка же сооружения сложена из отёсанных каменных блоков; она сперва квадратная, затем цилиндрическая, и затем коническая, переходящая в шпиль. Общая высота объекта примерно 20 метров. Современные исследователи датируют его 1-м веком нашей эры по архитектурным соображениям.

Mусульмане, согласно де Сольси и Уоррену, и этот монумент связали с фараоном, обозвав его "шапкой фараона" (тантур фар'ун). Тогда как евреи и христиане задним числом "похоронили" здесь Авшалома, мятежного сына царя Давида, благо ТАНАХ (Шмуэль II 18:18) даёт повод:

Авшалом же еще при жизни своей (решил) поставить себе памятник, который в долине царской, так как сказал он: нет у меня сына, чтобы напоминал об имени моем. И назвал он этот памятник именем своим. И называется он памятником Авшалома до сего дня.

Ранние свидетельства этой традиции можно найти в уже упомянутом документе 10-го века из Каирской гнизы, в 12-м веке у Вениамина Тудельского и тогда же на карте из Камбре (колонна на нижнем краю карты, прямо под Золотыми воротами). Другие паломники считали объект могилой царя Иегошафата (примеры см. ниже). Фабри (1480-3) приводит сразу три варианта - могила египетской принцессы, жены Соломона; и могила Иегошафата; и могила Авшалома (видимо, наиболее популярный вариант). Он отмечает распространённый среди приверженцев трёх религий обычай символически наказывать мятежного принца, забрасывая объект камнями. Камнеметатели также видны на рисунке Даппера выше; и наконец по словам Уоррена, в концее 19-го века обычай ещё существовал у еврреев. Про побиение камнями "проблемных" детей читаем в Дварим 21:18-21:

Если будет у кого сын буйный и непокорный, не слушающий голоса отца своего и голоса матери своей, и они наказывали его, а он не слушает их, то пусть возьмут его отец его и мать его и выведут его к старейшинам города своего и к воротам местопребывания его, и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буйный и непокорный, не слушает он голоса нашего, обжора он и пьяница»; и пусть закидают его все люди города его камнями, и да умрет он; и устранишь ты это зло из среды твоей, и все Исраэйльтяне услышат и убоятся.

Наконец, в 2003-м Джо Зайас и Эмиль Пуэш (?) обнаружили на фасаде почти стёртые греческие надписи, расшифровали их и датировали византийским периодом. Надписи в очередной раз запутывают вопрос с традициями, касающимися кидронских гробниц, поскольку гласят: "это могила Захарии, мученика, священника, отца Иоанна" и это могила Симона, который был очень справедливым человеком и очень преданным старцем, ждавшим утешения людей". То есть, получается, уже в византийский период считалось, что Захария и Симон похоронены в долине Кидрона, но в "неправильной" исходя из нынешних названий гробнице ? Тогда, возможно, и могилу Иакова размещали здесь же ? Или перед нами всё же "косяк" отдельно взятого монаха ?











Рядом с гробницей Авшалома находится вход в большую погребальную пещеру, известную как пещера Иегошафата. Неясно, происходит ли изначально её название от имени соответствующего царя Иудеи или от названия долины. Но так или иначе, не логично ли, чтобы царь Иегошафат покоился в долине Иегошафата ? Авигад датировал объект минус 1-м веком; позже Клонер и Зису - концом минус 1-го или началом-серединой 1-го.

Могилу Иегошафата в одноимённой долине упоминает ряд средневековые источников, но из попадавшихся мне ни один не говорит о пещере. Аркульф (конец 7-го века) описывает объект как башню; Ральф из Кана (1099), Иоанн из Вюрцбурга (1160-е) и Теодерик (тоже 1160-е) - как пирамиду. Учитывая, что рядом с пещерой находится могила Авшалома, что Ральф использует слово "округлая", а Теодерик "построена из камней" - надо полагать, что речь идёт именно о ней. Впрочем, наверно, паломники воспринимали "пирамиду" и пещеру как один комплекс, и возможно проигнорировали последнюю как менее интересную ? Как уже было сказано выше, Фабри (1480-3) прямо пишет, что некоторые считают "пирамиду" Авшалома могилой Иегошафата.







Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности

Ссылки:
The Kidron Valley Tombs in the Byzantine Period: A Reconsideration By Boaz Zissu, Avrohom S Tendler
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: Volume 3, The City of Jerusalem By Denys Pringle
The “Tomb of Absalom”: The Earliest Judeo-Christian Place of Pilgrimage in Jerusalem By Joe Zias
The Tomb of Absalom Reconsidered By Joe Zias, Emile Puech
Narrative of a Journey Round the Dead Sea and in the Bible Lands (Volume 2) By Félicien de Saulcy
The survey of Western Palestine - Jerusalem By Charles Warren, C.R. Conder
Picturesque Palestine, Sinai, and Egypt By Charles Wilson p 82,p 97
Jerusalem pilgrims before the crusades By John Wilkinson
Jerusalem pilgrimage 1099-1185 By John Wilkinson
Felix Fabri (Volume I, part II)
Гробница Захарии в Кедронской долине - Александр Фиалков и Светлана Фиалкова

некрополи и кладбища, фотоотчёты

Previous post Next post
Up