В 656-м недовольные внутренней политикой третьего халифа, Усмана,
осадили его дом в Медине и в итоге убили халифа. Его преемником был избран Али ибн Абу Талиб, двоюродный брат Мухаммеда и заодно муж дочери пророка, Фатимы. Али сразу же
столкнулся с вооружённой оппозицией. Сперва против него выступили несколько бывших сподвижников Мухаммеда и вдова последнего, Аиша; 8 декабря Али победил их в так называемой "
Верблюжьей битве". Затем оппозицию возглавил наместник в Сирии Муавия ибн Абу Суфьян. 26-28 июля 657-го противники сошлись в бою
при Сиффине; по некоторым данным, в последний день битвы перевес был на стороне Али; так или иначе, в итоге стороны договорились о третейском суде. В конце концов арбитраж зашёл в тупик. Кроме того, часть сторонников Али, недовольная его уступчивостью, в свою очередь восстала. 17 июля 658-го Али разбил восставших (т.н. хариджитов)
при Нахраване. Ещё два с половиной года спустя, в январе 661-го, хариджит Абдуррахман ибн Мулджам подкараулил Али в мечети Куфы и
ударил мечом в голову. Али умер через два дня; Абдуррахмана схватили и, естественно, казнили; а новым халифом провозгласили старшего сына Али и Фатимы, Хасана. Теперь Муавия повёл армию на Куфу. По всей видимости он выставил большие силы, чем успел собрать Хасан; и последний согласился уступить престол Муавии, при условии что тот будет править в соответствии с Кораном, не станет преследовать бывших противников, а после его смерти совет изберёт нового халифа. Дальнейшую жизнь Хасан провёл в Медине, где и скончался 669-м; современники подозревали отравление. Муавия умер 6 мая 680-го и передал титул сыну Язиду. У Хасана был младший брат, Хуссейн. Он отказался признать Язида халифом и отправился с маленькой группой сторонников в Куфу, рассчитывая найти там поддержку. Километрах в 50 к северу от Куфы, возле Кербелы, отряд был
перехвачен многократно превосходящими силами, лояльными Язиду, под началом Убдайуллаха ибн Зияда. В последовавшим бою погиб и сам Хуссейн, и большая часть его сторонников.
Одним из результатов вышеописанных событий стало утверждение на халифском престоле первой династии, известной нам как Омейяды (поскольку Муавия происходил из племени Бану Умайя). Другим - существующий по сей день раскол мусульман на суннитское большинство и шиитское меньшинство. Шииты считают Али и его потомков единственными легитимными главами исламской обшины (а Омейядов, стало быть, узурпаторами). День гибели Хуссейна - 10 день месяца мухаррам - отмечается ими под названием
Ашура (от числительного 10). Большая часть шиитов, т.н. двунадесятники, начинают с Али, Хасана и Хуссейна список
двенадцати имамов, последний из которых с 941-го
сокрыт и когда-нибудь вернётся в виде мессии-
махди. По мнению же суннитов, у семьи Али нет исключительного права возглавлять мусульман, личность махди людям пока неизвестна, Ашура отмечается в память о выходе Мусы и израильтян из Египта, и так далее. Надеюсь, что ничего не перепутал...
Нас в данном случае интересует одно менее значительное последствие гибели Хуссейна при Кербеле. Согласно шиитской традиции, обезглавленное тело Хуссейна
похоронили в Кербеле; тогда как голова была отправлена в Дамаск Язиду. Дальше по одним источникам она тоже была похоронена в Кербеле, по другим же в Медине, Куфе, Наджафе или Ракке, а по третьим долгое время хранилась в Дамaске, возможно в
Большой мечети. Из Дамаска, гласит релевантная для нас сейчас традиция, голову по указанию одного из Аббасидских халифов, возможно Аль-Муктадира Биллаха (908-32), перевезли в провинциальный
Аскалон и там спрятали. Между тем к концу века Египет оказался под властью шиитской династии Фатимидов, возводивших свою родословную к Али и Фатиме. Последующую сотню лет Фатимиды и их сирийско-сельджукские оппоненты боролись за наши палестины. В 1089-м визирь
Бадр аль-Джамали восстановил фатимидский контроль над Аскалоном. Продолжение этой истории мы узнаём из надписи на
деревянном минбаре, датированной 1091-2. Надпись сообщает нам о чудесном обнаружении головы Хуссейна, о сооружении Бадром
святилища (машхад) и учреждении соответствующего вакфа.
Считаные годы спустя на сцене появились крестоносцы. Аскалон продержался ещё полвека, но был наконец взят франками в 1153-м. По традиции, Фатимиды переправили реликвию в Каир и похоронили в только специально построенном мавзолее, ныне
Мечеть Хуссейна. При этом аскалонское святилище, известное как Машхад Рас Хусейн, продолжало существовать и посещаться паломниками (причём похоже и шиитами, и суннитами); так, там побывали
Аль-Харауи (1174) и
Абу Джубайр (1182). Дальше была битва при Хаттине, третий крестовый поход и очередные переходы Аскалона из рук в руки. Оставляя город в 1191-м, Саладин приказал разрушить укрепления, а также перевезти вышеупомянутый минбар в Пещеру патриархов в Хевроне, где он находится по сей день. В 1270-м Аскалон был окончательно разрушен Бейбарсом.
И однако традиция паломничества к машхаду Хуссейна преодолевает эти невзгоды. В 1290-м магрибинский путешественник Мухаммед аль-Абдари описывает Мазар Рас Хусейн как высокую мечеть с резервуаром, где он и его спутники молились по прибытии в Аскалон. В начале 14-го века
Ибн Тамийя, суннитский теолог и известный критик нововведений в исламе, счёл целесообразным отговаривать паломников от посещения Аскалона вообще (мол, нечего делать на этих развалинах) и святилища в частности (мол, оно появилось из ниоткуда через 400 лет после смерти Хуссейна; и вообще по слухам это могила какого-то христианина). На рубеже 15-16 веков иерусалимский кади
Муджир ад-Дин посвящает несколько строк разрушенному городу, и главным образом отмечает "большое святилище, построенное одним из Фатимидов, халифов Египта, на месте, где, как они верили, находилась голова Хуссейна, сына Али"; он также упоминает михраб Бадра аль-Джамали в описании Хеврона. В 1693-м суфий
Абд аль-Гани ан-Набулси упомянул купол, под которым предположительно похоронены головы Хасана и Хуссейна, но счёл эту информацию неподтверждённой.
Наступает 19-й век, и в Палестине появляются европейские исследователи. Виктор Герен (1863) увидел на песчаном холме к востоку от Аскалона руины маленькой мечети под названием Месджид эль-Хасан. Кондер et al отметили Мешхед Сидна эль-Хусейн на карте (1880,
см. правый верхний угол) и описали следующим образом: "Разрушенная башна из небольших камней, вероятно наружные укрепления Аскалона. Только часть ещё стоит, и элементы фундамента занесены песком." Следует отметить, что по мнению некоторых исследователей оригинальное святилище находилось не там, а в самом Аскалоне. Так или иначе, на фотографиях времён британского мандата видим святилище отстроенным и функционирующим. По некоторым сведениям, строительством занимался Рауф Паша, османский губернатор Иерусалима в 1876-88, а жители окрестных деревень (в частности Хамама, Джура и Наалийя) пожертвовали деньги и материалы и сами участвовали в работах. После 1948-го года ввиду бегства/изгнания местного арабского населения османское строение оказалось заброшенным; в октябре 1949-го Шмуэль Йейвин, возглавлявший Управление древностей, написал в мусульманский и друзский отдел Министерства религий, предлагая им взять на себя ответственность за объект; а в июле 1950-го тот же Йейвин обнаружил, что армия взорвала здание. В дальнейшем релевантный участок оказался на территории ашкелонской больницы Барзилай.
Однако и это был ещё не конец истории. В 1980-м к объекту проявил интерес Мухаммед Бурхан ад-Дин, лидер общины шиитов-исмаилитов из далёкой Индии, т.н.
Давуди Бохра; в молодости (1937) он посещал Машхад Хуссейн с предыдущим лидером, своим отцом. В 1990-е Бурхан ад-Дин обратился с просьбой построить какое-либо сооружение, отмечающее место разрушенного святилища; руководство больницы и Министерство религий согласились на небольшую молитвенную платформу, каковая и была установлена в 2000-м. В последние годы это место входит в стандартный маршрут паломников из числа Давуди Бохра и известно охранникам больницы как "индийская могила" (кевер а-одим); там также изредка бывают некоторые местные мусульмане.
Машхад Хуссейн в 1943-м:
(Коллекция Мэтсона via
wiki)
(Коллекция Мэтсона via
wiki)
(Коллекция Мэтсона via
wiki)
И в наши дни:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Vicissitudes of a Holy Place: Construction, Destruction and Commemoration of Mashhad Ḥusayn in Ascalon By Daniella Talmon-Heller et alHistoire de Jérusalem et d'Hébron depuis Abraham jusqu'à la fin du XVe siècle de J-C: fragments de la Chronique de Moudjir-ed-dyn
p 16,
p 214Description géographique, historique et archéologique de la Palestine, accompagnée de cartes détaillées By Victor GuérinThe survey of western Palestine (Volume 3) By C.R. Conder et alBrief History of Transfer of the Sacred Head of Husain ibn Ali, From Damascus to Ashkelon to Qahera By Abbas BorhanyHaAretz.com