Нухейла.

Sep 16, 2022 00:10



Как уже говорилось, в середине 1960-х на израильско-сирийской границе произошло очередное обострение пламенной дружбы ближневосточных народов, иногда называемое "война за воду". Оно было связано с запуском в июне 1964-го "всеизраильского водопровода" и ответным планом ЛАГ по повороту истоков Иордана подальше от сионистского образования. Реализация контрплана началась в ноябре 1964-го. В 1965-6 АОИ уничтожила некоторое количество сирийского строительного оборудования, и в итоге поворот не состоялся. Этим событиям предшествовало два столкновения в районе исторического холма Тель Дан 3-го и 13-го ноября 1964-го - то есть примерно в момент начала работ - известные как "инциденты в Нухейле". Мне (пока) не удалось понять, объединяет ли их с последующими ударами по стройплощадкам некий общий замысел (как например уничтожение заранее сирийских позиций, прикрывавших релевантную цель; см. ниже) или их принято рассматривать как часть "войны за воду" из-за "глобальной" причины кризиса и совпадения в пространстве.

Так или иначе, перейду от присказки к сказке. Между 1949-м и 1967-м израильско-сирийская граница проходила чуть севернее Тель Дан; посетители национального парка до сих пор могут видеть на холме остатки окопов. Сирийские позиции располагались ещё немного севернее, возле деревни Нухейла, вроде бы заброшенной или полузаброшенной; в интересующий нас момент они включали два вкопанных танка Pz IV, безоткатные орудия, пулемёты итп. В 1962-3 АОИ проложила дорогу для патрулей у подножия холма; хотя дорога проходила по израильской территории, с сирийской стороны постреливали по строительной технике и патрулям; с израильской, ясен пень, отвечали; до поры до времени выяснение отношений ограничивалось стрелковым оружием. Вообще, как я понимаю, стороны в основном придерживались неписанного правила реагировать на обстрелы применением аналогичного вооружения.

В середине-конце октября в район Тель Дан перебросили взвод танков Центурион из состава 7-й бригады. 3 ноября на дорогу выехал очередной патруль; из статьи Аргамана выходит, что в полугусеничный БТР забрался не то лично Давид Элазар (только что переведённый из командующих танковыми войсками в командующие северным округом) не то по крайней мере офицеры из его штаба. Так или иначе, сирийцы привычно открыли пулемётный огонь. Вопреки вышеуказанному правилу, Центурионы (под общим руководством комроты Шамая Каплана, впоследствии погибшего в ШДВ) заняли позиции и с расстояния примерно 800 метров начали обстрел сирийских позиций. Перестрелка продолжалась примерно час, пока не была прервана усилиями наблюдателей ООН. Центурионы произвели около 90 выстрелов, но, как выяснилось, не смогли поразить вражеские танки и орудия. Новый командующий танковыми войсками (а до этого заместитель Элазара) Исраэль Таль, разумеется, оказался крайне недоволен результатом. Последовал разбор полётов; среди причин неудачи были названы недостаточное знакомство экипажей с новыми 105-мм пушками и неудачный выбор позиции - танки стояли слишком близко и взаимно мешали друг другу поднятой пылью. Началась серия тренировок.

Как ни странно, уже через 10 дней Таль был готов к матчу-реваншу. На этот раз первую скрипку должен был играть взвод Шерманов M-50 (с французскими 75-мм пушками); Центурионы рассматривались как резерв; командование поручили капитану Шимону Бен-Шошану. Снова патруль, снова сирийские пулемёты, снова израильские танки и теперь уже по нарастающей - сирийский артобстрел кибуца Дан и соседней Дафны, и даже (впервые с 1956-го) израильская авиация. На этот раз танкистам АОИ удалось уничтожить 2 сирийских танка, 2 безоткатных орудия и другие цели. Трое, в том числе Бен-Шошан, получили знаки отличия (ЦАЛАШ). В результате сирийского обстрела погибли трое военнослужащих из не-танковых подразделений (1,2,3) и 10 были ранены.

Собственно "война за воду" началась весной 1965-го. 16-го марта в районе кибуца Альмагор от сирийского огня погиб армейский тракторист Шмуэль Леви. На следующий день танки АОИ обстреляли сирийскую инженерную технику, занятую работами над отводом воды где-то к северу от Тель Дан (надо полагать, из Хасбани в Баниас). С расстояния 2000-2400 м танкисты уничтожили 11 целей. Дальшейшие события разворачивались намного южнее.




Нухейла после "инцидентов"; стрелка указывает на подбитый танк:



(из статьи Неэмана)

Оказывается, от северного подножия Тель Дан к цели ведёт "тропа бригады Хирам". Карта тропы обещает дальше византийскую ферму и дольмены, но после и без того насыщенного жаркого июльского дня я решил отложить их на другой раз.





Неопознанный ручей:



Дальше:





Танк слева !



Немецко-сирийский Pz IV. Судя по его состоянию, вполне вероятно, что это один из танков, подбитых в 1964-м. Но вряд ли тогда он стоял так вот в чистом поле.











Ещё немного западнее прячется в траве - возможно на своей бывшей огневой позиции - штурмовое орудие StuG III, также немецко-сирийского происхождения.







Загадочные надписи на казеннике:

GB
csf
R473
Bs 4596...

И справа:

45° = 800 -



Теперь собственно Нухейла:





Там, прямо скажем, мало интересного:

















...И ещё раз тот же ручей, немного ниже по течению. Насколько я понимаю, в итоге он впадает в речку Снир, она же Хасбани:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Дан Неэман - Битва за воду 1964-65 гг
יוסו ארגמן - תקריות נוחילה
Шабтай Тевет - Танки Таммуза 1,2

фотоотчёты

Previous post Next post
Up