(По следам
похода с Мидрешет Арей Гофна)
Цреда упоминается в ТАНАХе в качестве родины
Иеровоама из колена Эфраима, первого царя северного/израильского царства. Как повествует книга Царств (
Мелахим I 11), Иеровоам хорошо проявил себя во время строительных работ в Иерусалиме, и царь Соломон назначил его начальником над работниками из потомков Иосифа. И, возможно, рос бы он потихоньку из прорабов в министры, но вмешались ещё более высокие инстанции:
И было, вышел в то время Яровам из Йерушалаима, и встретил его на дороге пророк Ахийа Шилониянин, одетый в новую одежду. На поле их было только двое. И схватился Ахийа за новую одежду, которая была на нем, и разорвал ее на двенадцать лоскутков, И сказал он Яроваму: возьми себе десять лоскутков, ибо так сказал Г-сподь, Б-г Исраэйлев: "Вот, Я исторгаю царство из руки Шеломо и дам тебе десять колен; А одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради Йерушалаима, города, который Я избрал из всех колен Исраэйлевых, Потому что они оставили Меня и стали поклоняться Ашторэт, божеству Цидонскому, и Кемошу, божеству Моавитскому, и Милкому, божеству сынов Аммоновых, и не пошли путями Моими, чтобы делать то, что праведно в очах Моих и (соблюдать) уставы Мои и законы Мои, как делал Давид, отец его (Шеломо).
Следующее, что мы узнаём - Соломон попытался убить Иеровоама, и последнему пришлось бежать в Египет. Совпадение ? Не думаю (С). Вернулся он после смерти мудрейшего из царей, и сразу присоединился к "израильской" делегации, ведущей переговоры с наследником Рехвамом. Отец твой конкретно достал народ своими мегапроектами, резанули правду-матку делегаты; неплохо бы уменьшить планы на следующую пятилетку. Фигвам, ответил неразумный Рехавам, я вам за такую наглость ещё увеличу нормы выработки. Израильтяне пожали плечами, разошлись по шатрам, а когда Рехавам прислал к ним своего чиновника, то разошлись совсем, забросали посланца камнями, и выбрали Иеровоама царём. Дальше Иеровоам испортил себе карму, но речь не о том...
Вернёмся к тексту. Итак, Цреда - родной город Иеровоама; а согласно "
ватиканскому кодексу" Септуагинты - город, который Иеровоам укрепил и превратил в свою "базу". Больше про Цреду в ТАНАХе ни слова. Правда, в
Диврей а-ямим 2 4:17 говорится, что медные изделия для храма отливали "между Суккот и Церэйдатой"; а в параллельной фразе из Мелахим 1 7:46 то же самое происходит между Суккотом и
Цартаном; отсюда гипотеза, что Цреда = Цередата = Цартан, а по последнему есть ещё зацепки. Кроме того, в
Шофтим 7:21 Гидеон гонит мидьянитян "до Бэйт-Ашшитты к Церэйре, до края Абэйл-Мехолы, близ Таббата". Mного лет спустя, во время восстания маккавеев,
Йоси сын Йоазара из Цреды занимал пост председателя (наси) Синедриона; но учитывая прошедшие сотни лет и измененившиеся границы еврейского "ишува" - не факт, что это та же самая Цреда.
В 1923-м знаменитый американский археолог Уильям Олбрайт отправился изучать Самарию, и обнаружил возле подковообразного изгиба-меандра речки Шило (Вади Дир Балут), к югу от нынешнего поселения Пдуэль, источник, который местные жители называли Эйн Середа. Внутри же подковы располагались руины, т.н. Хирбет Балата; и Олбрайт предположил, что это Цреда и есть. Некоторое время спустя Альбрехт Альт изучил Хирбет Балата повнимательнее, не нашёл там керамику старше византийского периода, и выразил своё несогласие. В 1930-32 Олбрайт сделал второй заход и вынужден был признать нестыковку. Вместо Хирбет Балата он предложил расположенную восточнее деревню
Дир Гасана - на окраине деревни обнаружился овражек по имени Халлет Серида, а раскопки принески керамику начиная с железного века. Олбрайт также вскользь упоминает название Вади Серида, возможно часть речки Шило ? В 1973-м израильский археолог Моше Кохави провёл в этих краях разведку и нашёл подходящие черепки совсем неподалёку от Хирбет Балата - в Хирбет Банат Бар, на вершине гряды, лежащей на северном берегу речки Шило напротив "подковы"; так в список возможных Цред попал сегодняшний сабж. Ещё один кандидат - деревня
Сурда, расположенная к северо-востоку от Рамаллы.
Один из аргументов в пользу Хирбет Банат Бар - две небольшие крепости железного века, вроде как охранявшие дороги к объекту с севера и с юга. Казалось бы, зачем так укреплять поселение, не выглядящее большим или важным ? Но если здесь родина главного мятежника и/или его укреплённая база - это уже совсем другое дело. Другой довод - топографического и лингвистического характера. Согласно библеисту и лингвисту
Тур-Синаю, "цреда" следует понимать как открытая и/или сухая. Словосочетание "
эцба цреда" по крайней мере со времён Мишны обозначает средний палец - мол, именно потому, что он выделяется на фоне более коротких сотоварищей. Можно ли сказать, что "наша" гряда торчит среди окружающего пейзажа, наподобие самого длинного пальца ? Хм... может быть...
Старт - у ворот поселения Пдуэль:
Нам примерно на юг; на ту гряду, что в центре и левой верхней части кадра:
Рукотворная выбоина ака "сафлуль":
Судя по карте, перед нами Вади аш-Шамият - правый приток (после сильных дождей)
речки Шило:
Немного вверх по "течению", потом вверх по склону:
Нарциссы:
На склоне ниже нас - крепость железного века, известная среди местных арабов как "Хиндак"; на заднем плане снова Пдуэль:
Традиционный обход:
Внутри:
Ворота ?
Всё выше и выше:
Вершина взята !
Продолжение гряды на восток:
У южного подножия гряды - подкова-
меандр речки Шило; на правом краю кадра виднеется ещё одна крепость, к которой мы вскоре направимся; в правом верхнем углу поселение Бейт Арье:
Каменоломня:
К услугам желающих перебраться на южную сторону гряды - естественный подземный переход:
Немного граффити:
Маленькие семейные маслодавильни ака "бодедот":
Колодец:
Дальше:
Остатки построек:
Ещё маслодавильня:
Спускаемся по седловине к крепости, мимо ещё одной группы построек:
Пришли:
Продолжение следует...
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
דביר רביב ונתנאל אלינסון - המדריך למטייל בשומרון, כרך ב - מערב שומרון וגוש שילה
נתנאל אלינסון - הצְרֵדָה: המקום שבו החל פיצולו של עם ישראל Some Archaeological and Topographical Results of a Trip through Palestine (1923) By W. F. Albright
Archaeological and Topographical Explorations in Palestine and Syria (1933) By W. F. Albright
BibleWalks