(По следам
поездки с
nehag-sus)
Античный город
Уша известен нам в качестве одного из пристанищ Синедриона в римский период. Вот как описывает маршрут мудрецов Вавилонский Талмуд (
Рош ха-Шана 31а-б):
Санедрин ушел в галут из
Зала Тесаных Камней в Ханут, из Ханута - в Иерусалим, из Иерусалима - в
Явне, из Явне - в Ушу, из Уши - в Явне, из Явне - в Ушу, из Уши - в
Шфарам, из Шфарама - в
Бейт-Шеарим, из Бейт-Шеарим - в
Циппори, из Циппори - в
Тверию.
Уже к середине 19-го века кто-то из заграничных исследователей обратил внимание на место к западу от Шфарама, носившее название Хирбет Хуша или просто Хуша и связал его с талмудической Ушей. Кого именно следует считать первооткрывателем, я пока не понял. Цунц в книге 1841-го года издания просто пишет "Уша, нынешняя Хуша". У Герена читаем, что "Хирбет Хуше, весьма вероятно, есть древняя Уша, часто упоминаемая вместе с Шфарамом"; он также отмечает возможную синагогу - практически полностью разрушенное здание, от которого остались хорошо обработанные каменные блоки и обломок капители.
В конце 19 века в этих местах поселились иммигранты из Алжира, и образовалась небольшая
деревня, опять же Хуша. Ивритская википедия связывает это событие с поражением восстания
Абд аль-Кадира, хотя последний был разбит в 1847-м, а деревня, похоже, появилась намного позже. В 1937-м на пару километров западнее был основан
кибуц Уша. 16 апреля 1948-го, в ходе
боёв за Рамат Йоханан, деревня была занята бригадой Кармели, и впоследствии разрушена.
С 2005-го здесь ведутся археологические раскопки; в последние годы ими руководит Яир Амицур. Информации о раскопках в сети прискорбно мало, и сводится она в основном к тому, что там нашли
редкий византийский молоток или, скажем,
стеклянный подсвечник. Повидимому, в Уше производили стеклянную посуду и какие-то железяки, но скорее всего более существенными источниками дохода были вино и оливковое масло. С подачи того же Амицура в 2017-м здесь провели пешеходный маршрут под названием "
тропа Синедриона". Ну, а сам объект с 2009-го считается национальным парком.
По случаю оборудования "тропы Синедриона" рядом с местом раскопок поставили каменюки с цитатами из мудрецов:
Здесь были археологи:
И раскопали маслодавильню:
С весьма монументальными стенами:
Хм, зачем эти углубления ?
Ещё одна маслодавильня:
Миква и прочие разности:
Идём в обход:
Следы камнеломания ?
Винодавильня с мозаичным полом:
Рядом опять же миква; очистился - и на работу... В релевантный период Синедрион
уделял большое внимание ритуальной чистоте, комментируют учёные мужи.
Ещё раскопки:
И ещё:
В стороне можно найти винодавильню попроще:
Хм, но куда должна вести эта дыра ? Может быть на каком-то этапе девайс переоборудовали, например в убежище или могилу ?
Дальше такая дыра в земле:
Тропинка ведёт мимо остатков арабской деревни:
Наиболее примечательное здание:
Дальше на юго-запад - арабское кладбище:
Макам Наби Хушан:
А если направиться по грунтовке на северо-восток и не разбить машину, можно добраться до камня с греческими надписями "САВ" и "...СВА"; предположительно автор надписей имел в виду, что отходить от города дальше в шабат
религия не позволяет:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
On the Geography of Palestine from Jewish Sources By Dr Zunz Description Géographique Historique et Archéologique de la Palestine By Victor GuérinThe survey of western Palestine (Volume 1) by C.R. Conder et alNotes from Galilee By G. Schumacher (in PEF Quarterly Statement, 1890)
Iaa-conservation.org.ilBibleWalks