На берегу Иордана, к югу от впадения в последний Ярмука, за колючепроволочным забором (поскольку граница рядом) видны руины каравансарая, старый арочный мост, известный как Джиср аль-Маджами, и пара мостов более новых. Легенда гласит, что мол встретились здесь некие бедуины, влюблённые в одну и ту же прекрасную дочь шейха; Петерсен же предполагает, что источник названия - во "встрече" Иордана и Ярмука. Пишут, что здесь Иордан протекает через базальтовую формацию; благодаря последней, берега и дно реки стабильны, и место хорошо подходит для использования в качестве брода или для строительства моста. Возможно, переправа через Иордан функционировала в какой-то форме ещё при римлянах; на это, согласно Петерсену, намекает найденный неподалёку мильный камень. Но был ли тогда мост, и если да, то сохранились ли какие-либо его фрагменты в нижней части дожившего до наших дней арочного - неясно. В целом конструкцию принято считать средневековой; так, Мокари & Галь называют мост "крестоносно-мамлюкским". По всей видимости, центральная часть более новая, чем края; Петерсен предполагает ремонт веке в шестнадцатом. Длина моста порядка 70 м, максимальная высота порядка 10 м.
В конце 10-го века аль-Мукадаси упомянул "за нижним концом Тивериадского озера... большой мост, по которому проходит дорога из Дамаска"; не исключено, что он имел в виду наш объект, хотя более вероятен Джиср аль-Сид, находившийся в километре к югу от Кинерета (и, к сожалению, не сохранившийся). В 1217-м, в ходе пятого крестового похода, армия крестоносцев пересекла Иордан по мосту не то "Pont du Gidir", не то "Pont de la Judaire", который Правер предложил идентифицировать с Джиср аль-Маджами; в Дамаске уже готовились к осаде, но франки лишь проследовали на север до
моста дочерей Иакова и там вернулись на западный берег. В мусульманских источниках фигурирует мост под названием Джиср Усама, по имени построившего или отремонтировавшего его эмира Саладина, Усамы аль-Халаби. Ещё один ремонт "моста Усамы" значится при Бейбарсе, в 1266-7 годах. В середине 14-го века
аль-Умари упоминает недавно построенную почтовую станцию около Джиср Усама, которую он называет аль-Муджами, "встреча".
Очевидно, фигурирующая у аль-Умари станция и есть ранняя фаза каравансарая. Объект представлял собой квадратное строение с внутренним двором и воротами на востоке, метрах в 70 от моста. Размер каравансарая - 60 м, двора - 40.5 м, толщина наружных стен 1.5 м, ширина ворот 2.4 м. В центре двора располагался квадратный же бассейн со стороной 10 м. В середине северной стены находилась башня, под которой обнаружили систему водоснабжения. Система состояла из лестницы, начинавшейся во внутреннем дворе и проходившей под башней, опускаясь на глубину 6 метров; там находилось помещение 2 на 2 м с пятиметровой глубины шахтой в полу; наконец, эта последняя соединялась тоннелем (длиной 20 м, шириной 0.7 м и высотой 1.2 м) с Иорданом. Раскопки каравансарая проводились в 1994, 96 и 99 археологами из Управления Древностей под началом Абдаллы Мокари. По результатам раскопок, принесших керамику, 99 монет (мамлюкских и османских) и закопанную где-то-там могильную плиту 1308 года, каравансарай был датирован началом 14 века "если не раньше".
В начале 19-го века Зетцен упомянул Джиср аль-Маджами и к западу от него очень большой хан с маленьким гарнизоном. В конце того же века Кондер писал про мост и разрушенный хан, но всё ещё хорошо сохранившийся.
Проложенный в 1903-4 годах релевантный участок
османской "железной дороги долины" пересёк Иордан по новому каменному мосту с пятью арками, расположенному метрах в пятидесяти к югу от старого. Тогда же (?) вплотную к восточному крылу каравансарая, и даже немного поверх, возвели небольшое прямоугольное здание таможни. Местная железнодорожная станция (76.5 км от Хайфы) слыла "самой низкой в мире" - на 247 метров ниже уровня моря.
Станция находилась к юго-западу от мостов, возле прудов и
полицейского форта; в 1948-м она была разрушена израильтянами во избежание использования противником; до наших дней сохранилось одно небольшое бетонное строение, к сожалению избежавшее моего внимания... В 1925-м британские власти построили почти вплотную к южной стороне средневекового моста ещё один, бетонный, для автомобильного сообщения. Сионистские пионеры приобрели релевантный участок ещё в 1901-м, и затем предприняли несколько попыток здесь поселиться - прямо поверх каравнасарая - но сложилось не сразу, и историю
кибуца Гешер отсчитывают только с 1939-го. 14 мая 1948-м "наши"
взорвали мосты ввиду приближения иракской армии...
Мост и каравансарай на карте Жакотена, 1799:
Каравансарай в мамлюкский период:
(Mokary & Gal)
Череззаборное фото:
Подойти поближе можно с экскурсией из "старого Гешера".
Башня (в конце мандата где-то в ней был один из тайников для хранения оружия):
Немного виден засыпанный проход к водопою:
Таможня:
Пилбокс:
Средневековый мост:
С примыкающим к нему британским:
Османский железнодорожный мост:
Здесь была автобусная остановка:
Иордания:
1908:
(
wiki)
1912 (Лео Каган); левее средневекового моста видны хан и таможня:
Примерно 1918 (AWM):
Каравансарай и построенные поверх него дома в 1930-е:
1936, фото со стороны мостов и таможни:
(
wiki)
(
wiki)
Всё вместе взятое в 1945-м:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Khan Gesher (Jisr el-Majami) By Abdullah Mokary and Zvi GalKhan Gesher: The Coins By Ariel BermanGazetteer of Building in Muslim Palestine (Part 1) By Andrew PetersenBridges in Medieval Palestine By Andrew PetersenPalestine under the Moslems; a description of Syria and the Holy Land from A.D. 650 to 1500 By Guy Le StrangeA Brief Account of the Countries Adjoining the Lake of Tiberias, the Jordan and the Dead Sea by Ulrich Jasper SeetzenThe survey of western Palestine (Volume 2) By C. R. Conder et alA History of the Crusades, Volume 2: The Later Crusades, 1189-1311 edited by Robert Lee Wolff, Harry W. Hazard