(Очередное деление пополам разросшегося поста.)
...Между тем, пока люди западные
баловались библейской географией, люди ближневосточные занимались делами более практическими. В 1854-м в Иерусалиме произошло чрезвычайно неординарное событие - Шломо-Ехезкель Иегуда из хорошей багдадской семьи выдал свою 12-летнюю дочь Серах за - кошмар какой - ашкеназа Иегошуа Елина, сына выходца из Польши ("откуда, мол, и что это за географические новости ?" (С)), 13 лет от роду. В 1860-м - то есть в тот же самый год, когда Монтефиори
пытался вывести иерусалимских евреев за городские стены - для молодых приобрели участок земли, примыкающий к деревне Калуния. В 1894-м усилиями организации Бней Брит и отчасти опять же Елина были куплены дополнительные участки и организовано
маленькое сельскохозяйственное поселение. Когда именно объект получил название Моца, я пока не понял; из
статьи в Times of Israel складывается впечатление, что возможно ещё в 1860-м ? В конце концов, знатоков Талмуда в Иерусалиме хватало, могли и без Зеппа связать Калунию с библейской Моцей... В ходе
беспорядков 1929-го года группа жителей Калунии атаковала дом семьи Маклеф в Моце и убила семь человек; среди троих спасшихся был будущий начальник генштаба АОИ
Мордехай Маклеф. Насколько я понимаю, отбивавшиеся жители Моцы убили двоих из нападавших. Несколько дней спустя британцы вошли в Калунию, убили/ранили несколько человек (вроде бы не имевших отношения к гибели Маклефов) и задержали подозреваемых; двенадцати из задержанных было предъявлено обвинение в убийстве; в январе 1930-го суд вынес оправдательный приговор, поскольку счёл улики недостаточно убедительными. 4-5 апреля 1948-го шли бои за бывший
местный детский дом, к тому времени служивший базой для отряда из 16 мобилизованных учеников иешив; в итоге здание было захвачено и разгромлено арабами. По википедии, триггером послужила гибель приблизившегося к зданию араба днём раньше. 11 апреля 1948-го уже части Хаганы атаковали Калунию; защищали её некие иностранные "иррегуляры", местные женщины и дети были уже эвакуированы, касательно мужчин - непонятно; так или иначе, взятую деревню немедленно разрушили. С 1993-м Моца является частью Иерусалима; основанный в 1933-м соседний посёлок Моца Илит пока сохранил независимость...
Первый попадающийся на глаза объект - бывший постоялый двор, построенный на византийском (?) фундаменте, функционировал с 1871-го и по словам Елина ежедневно обслуживал 30-40 повозок. Здесь можно было отдохнуть перед следующим подъёмом; а если путник подозревал, что не успеет к вечернему закрытию иерусалимских ворот - то и переночевать. Вероятно, после открытия в 1892-м
железнодорожной линии из Яффы клиентов стало меньше. Так или иначе, в 1905-м здание переоборудовали в синагогу.
Крышка саркофага, заявлена как 2-3 век н.э.:
Объект в конце 19-го века:
(
wiki)
Он же (?) после беспорядков 1929-го года:
(
wiki)
Вид на дом Елина, построенный в 1890-м. До этого Елин вроде бы жил в Иерусалиме и ходил туда-сюда. Как это сочеталось с существованием постоялого двора, я пока не понял. К концу 20-го века дом был заброшен и понемногу разваливался. В начале 2000-х его восстановили усилиями одного из потомков Елина, Общества Охраны Памятников и спонсорских денег.
Дом Елина с тыла:
Примерно от стоянки рядом с синагогой и домом Елина вверх по склону, примерно на северо-запад, ведёт грунтовая дорога. Почти под мостом, по которому теперь проходит первое шоссе, находится полуразрушенное строение. На сайте амуданан оно заявлено как дом мухтара Калунии; а в статье из Times of Israel как летний дом муфтия Иерусалима Амина аль-Хуссейни.
Что ж, над облазить немного:
Калуния около 1880-го:
(Picturesque Palestine via
wiki)
1918:
(
wiki)
Вид с крыши приблизительно в юго-восточном направлении:
По этой тропинке можно подойти с тыла к дому Елина:
А это что такое ?
Ещё старый дом...
...с чем-то вроде сторожевой вышки на крыше:
Если же пройти от синагоги на восток вдоль дороги, там будет пара симпатичных мостов через вездесущую речку Сорек. Если верить амуданан, один мост мандатный, а другой был построен в 70-е.
Речка:
Спуск под мост:
На этих двух снимках 1930 года - черепичная фабрика Ехиэля Штейнберга в Моце, она же "
красный дом". С 1912-го здесь функционировала небольшая мастерская; оригинальный "красный дом" материализовался в 1923-м; в 1959-м фабрика закрылась; в 1990-е здание перестроили в жилое.
![](https://farm2.staticflickr.com/1943/45138779741_8b8fd1b10f_z.jpg)
(Йосеф Швейг, Архив ККЛ)
(
wiki)
Теперь дом выглядит так:
Что-то по соседству:
Ещё один местный "лэндмарк" - бывший профсоюзный
санаторий Арза, заложенный в 1923-м; автором проекта был архитектор
Йосеф Берлин. Название объект получил в честь кедра (эрез), посаженного в этих местах Герцлем в 1898-м; во время Первой Мировой кедр сгинул; по слухам, его срубил упомянутый выше Амин аль-Хуссейни (тогда ещё не муфтий) с братьями. Функционировал санаторий до 1991-го. Последние годы здание стояло без дела, а вокруг потихоньку строился новый квартал посёлка Моца Илит. В начале 2019-го объект начали восстанавливать; предполагается превратить его в культурный центр. В общем, упустил я возможность полазить по неоклассической заброшке; пришлось ограничиться несколькими фотографиями через забор...
Примерно 1934:
(
wiki)
1938:
![](https://live.staticflickr.com/65535/51130054665_e299653c49_c.jpg)
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Year Zero of the Arab-Israeli Conflict By Hillel Cohen
The Birth of the Palestinian Refugee Problem Revisited By Benny Morris p 175, 235
Отчёт ЖЖ юзера
janataha