Абуд - Часть вторая.

Nov 20, 2017 10:07



(по следам похода с Крылатым Верблюдом)

После " Санта Барбары" заходим в собственно деревню Абуд. Данные археологических разведок указывают на существование деревни начиная с римского периода; как мы могли видеть на карте от Гиршфельда, в те стародавние времена здесь проходила дорога из Антипатриса в Гофну (Джифну) и далее в Иерусалим. Клермон-Ганно идентифицировал Абуд с деревней св. Марии (Casale Sancte Marie), упомянутой в нескольких документах крестоносцев. В одном из документов, датированном 1167-м, говорится о продаже деревни Балдуином, владельцем замка Мирабель, ордену госпитальеров за 3000 безантов плюс ежегодные 200 безантов; позже стороны договорились об отмене этих регулярных 200 за одноразовые 1700. В документе оговаривается, что часть деревенской земли принадлежит церкви св. Марии в Вифлееме, и сделка её не касается. С 1176-го доход от деревни уходил на обеспечение иерусалимского госпиталя хлебом. Собственность вифлеемской церкви в деревне упоминается ещё раз в 1227-м. Население деревни в тот период состояло, видимо, из "сирийских" христиан; но Элленблюм находит намёки на то, что франки тоже наличествовали. Уже под своим нынешним именем деревня пару раз упоминается у мусульманских авторов 13-14 веков. Видимо, примерно тогда по соседству с деревней поселились их единоверцы, и в наши дни северная часть деревни христианская (преимущественно православная), а южная мусульманская; вместе тех и других тысячи две.

Первый встреченный местный житель:



Интересная колокольня:



Просто дома:







Церковь Ситти Марьям (св. Марии) ака Абудия; рядом граффити с мальчиком, похожим на символ BDS:



Вокруг искусство:







А здесь тот же мальчик метает в оккупантов оружие пролетариата ?



План церкви. Внутренние размеры 14.3 м (запад-восток) на 12.3, толщина стен 0.9 - 1.2 м; с юга пристройка 6 на 6 метров. Полтора века назад Клермон Ганно определил объект как работу крестоносцев. С тех пор церковь латали да штукатурили; с одной стороны это затруднило дальнейшие исследования, но с другой стороны в процессе латания в западной части южной стены наткнулись на вмонтированную в основание свода табличку на арамейском. Текст восстановили примерно так:

In the year... Seleucids... which is the same as the 450th year of the reign of the Bedouin and by the hand of our holy father Theodosius patriarch and of the pious archbishop Abraham and of the priest Peter and of...

То есть, похоже, церковь была не то построена, не то отремонтирована в 450-м году по мусульманскому календарю, он же 1058-й/1059-й.

В 1997-м Хамдан Таха из Управления Древностей ПА немного копнул у северной стены. Таха отнёс первую инкарнацию церкви к пятому веку. В одинадцатом здание перестроили - в частности, заменили колонны северного нефа и построили каменные своды вместо оригинальной деревянной крыши. Северную стену, вход и большую часть окон автор относит к середине восемнадцатого века.



(Таха)

Раскопки были здесь:





Заходим:









Северный неф:





Южный неф:



Старая кладка и надпись про 1058-й год:







Кроме Абудии и Санта Барбары, в деревне или совсем рядом с ней есть остатки ещё трёх старых церквей - Мар Тодрос (св. Теодор), Мар Абадия, и Дир Ностас / Нестесие (монастырь св. Анастасии); Прингл относит последние две к 9-11 векам. Но туда мы не ходили, так что с древностями на этом всё... Зато вот ещё немного граффити:





И ещё одна церковь:





Теперь на юг:





Исторический центр мусульманской части Абуда:





В "балкончике" слева подозреваю туалет:



Нас любезно пустили на крышу:







Всё, пора отчаливать:





Бассейн:



Кажется, это называется Вади эль-Хакем:





Родник:



Вода идёт откуда-то оттуда:



Ещё один бассейн, на сей раз заброшенный:



Впереди Бейт Арье:



Говорят, какая-то ядовитая фигня (очень уместно растущая около тамошнего кладбища):



Всё:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
A salvage excavation at the 'Abudiyah Church in Abud - Samaria By H Taha
Judea Samaria Publications 13 - Corpus of Christian Sites in Samaria and Northern Judea
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A-K By Denys Pringle
Frankish Rural Settlement in the Latin Kingdom of Jerusalem By Ronnie Ellenblum
Отчёт ЖЖ-юзера seagull_gull
Отчёт ЖЖ-юзера losew
Отчёт ЖЖ-юзера lorien22

церкви и монастыри, фотоотчёты

Previous post Next post
Up