Тель Кедеш.

Nov 17, 2016 10:01



Похоже, что в библейские времена неподалёку один от другого располагались два или даже три разных города, носивших название Кедеш. Один (из Хроник 6:57) во владениях колена Иссахара; его идентифицируют с Тель Абу Кудейс, в трёх километрах к юго-востоку от перекрёстка Мегидо. Другой, "Кедеш в Галилее" (из Иегошуа 20:7, 21:32 и Хроник 6:61), достался колену Нафтали; ему соответствует Тель Кедес (Тель Кедеш) к северу от Хацора. И наконец, есть мнение (например Аарони), что "Кедеш Нафтали", родина Барака Авиномаовича из Судей 4:6, это отдельный город, который следует идентифицировать с Хирбет Кадиш южнее Тверии. Вдобавок, ещё один Кедеш есть в списке городов колена Иуды (Иегошуа 15:23), но это уже подальше будет... Тема сегодняшнего поста - Кедеш номер два. Я побывал там месяца два назад с nehag_sus; должен сразу признаться, что на сам холм мы не поднимались, ограничившись римскими руинами к востоку от него; если получится, когда-нибудь дополню пост.

Сперва вернёмся к книге Иегошуа. Некий царь Кедеша фигурирует в списке ханаанейских правителей, побеждённых иудеями; в списке он соседствует с Мегидо, Таанахом и Йокнеамом, что наводит на мысль о "Кедеше Иссахара", но почему-то и Аарони, и Берлин упоминают эту деталь в описании Тель Кедеш. Далее в той же книге упомянут "Кедеш в Галилее" (то есть "наш" объект), который принадлежал сынам Нафтали и служил городом-убежищем для неумышленных убийц. В восьмом веке до н.э. Тиглатпаласар взял город и изгнал жителей в Ассирию (Мелахим II 15:29). В третьем египетский чиновник Зенон упоминает Кедеш в одном из своих папирусов, вроде где-то здесь. Во втором Йонатан Хасмоней одержал неподалёку победу над селевкидской армией:

И услышал Ионафан, что пришли в Кадис, в Галилее, военачальники Димитрия с многочисленным войском, чтобы удалить его от страны... А Ионафан и войско его расположились станом при водах Геннисаретских и утром стали на равнине Насор. И вот, войско иноплеменников встретилось с ним на равнине, оставив против него засаду в горах, само же шло навстречу ему с противной стороны. И вышли бывшие в засаде из своих мест, и начали сражаться: тогда все бывшие с Ионафаном обратились в бегство, и ни одного из них не осталось, кроме Маттафии, сына Авессаломова, и Иуды, сына Халфиева, начальников воинских отрядов. И разодрал Ионафан одежды свои, и посыпал землю на голову свою, и молился. Потом возвратился сражаться с ними и поразил их, и они бежали. Увидев это, убежавшие от него возвратились к нему, и с ним преследовали их до Кадиса, до самого стана их, и там остановились. В тот день пало от иноплеменников до трех тысяч мужей; и возвратился Ионафан в Иерусалим.
(Первая книга маккавейская 11:63-74)

Иосиф Флавий сперва "отправляет" восставших иудеев "на тирскую Ке­дасу" (Иудейская война 2); а затем при описании осады Титом Гисхалы (Иудейская война 4), размещает лагерь осаждавших "далеко от города, более к Кидессе. Это-укреп­ленный городок на тирской границе, находившийся в постоянной вражде и неприязни с галилеянами. Он был густо населен и имел укрепле­ния, на которые мог опираться в своих распрях с туземцами". Евсевий пишет про "Кудиссос, двадцать миль от Тира, возле Баниаса".

В десятом веке аль-Мукаддаси упоминает Кадас среди городов округа Урдун (Иордан). Город, мол, находится на склоне горы неподалёку от озера Хула, может похвастаться тремя источниками, рынком и мечетью. Около 1170-го Вениамин Тудельский, по пути из Мерона в Баниас отмечает "Kades, which is Kadesh Naphthali, on the banks of the Jordan {тут небольшая натяжка, да}. Here are the sepulchers of R. Eleasar, son of Arach, of R. Eleasar, son of Asariah, of Chuni Hamaagal, of R. Simeon, son of Gamaliel, of R. Jose Hagelili, and of Barak the son of Abinoam. This place contains no Jews." Около 1280-го Бурхард с горы Сион помещает Кадеш Нафтали, место с обширными руинами и красивыми могилами, к северу от Цфата. В 1596-м году в нахии Тибнина (санджак Цфата) наличествовала деревня Кадас. Деревня была занята 28 мая 1948-го в ходе операции Ифтах; потом, насколько я понимю, оставлена и занята ещё раз в ходе операции Хирам; и в итоге разрушена.

Что до исследователей, то в девятнадцатом веке здесь успели побывать Ренан, Герен, Вильсон и Кондер. В 1953-м Йоханан Аарони вырыл траншею на северо-западном склоне холма; нашёл главным образом раннюю бронзу (в том числе кирпичную городскую стену толщиной 5 метров) и ещё немного всякого вплоть до раннего исламского периода. Более серьёзные раскопки на холме провели археологи из Мичиганского университета - девять сезонов между 1997-м и 2012-м; руководили Шарон Герберт и Андреа Берлин. В ходе раскопок обнажили большой (56 на 40 м) административный комплекс, построенный около 500 г до н.э. и использовавшийся до минус второго века. Вероятно, за уже упоминавшейся выше победой Маккавеев над Селевкидами последовал упадок, и к концу века комплекс был заброшен. Среди мелких находок - порядка 1400 печатей/оттисков, в том числе, видимо, оттиск городской печати с изображением пшеницы и винограда и словом "Кадисс[ос]". Учитывая, что площадь холма порядка 20-25 акров (900 метров с севера на юг), копать там ещё можно долго... Римским храмом к востоку от холма занимались археологи из Тельавивского университета: три сезона в 1981-84, под руководством Моше Фишера, Ашера Овадии и Исраэля Ролла.

Как уже было сказано, на холм мы подниматься не стали, а направились на восток, к римским руинам. Сперва нам попался мавзолей:




Впрочем нет, таким его увидел Кондер почти полтора века назад, и насчитал там одиннадцать могил. Нам осталось вот что:







Потом небольшая коллекция саркофагов - обычные, двухместные, крышки от них...













В начале двадцатого века:



(Коллекция Мэтсона)

После короткого перехода...



...подходим к храму. В отличие от мавзолея, сейчас он выглядит точь-в-точь как на столетней давности фотографии:



(Коллекция Мэтсона)

План и реконструкция:







Храм почти квадратный, внутренние размеры 20.4 на 17.6 м. Три стены практически полностью разрушены, но значительный кусок восточного фасада ещё стоит. Перед стеной можно обнаружить остатки портика. На каменюках рядом со зданием были обнаружены две греческие надписи; в одной фигурирует "святой бог небес" и 243-й год, в другой просто "святой бог". 243-й по календарю Тира, к сфере влияния которого относился Кедеш, даёт 117-й/118-й. Археологи из ТА сделали вывод, что храм существовал в начал второго века (и, согласно другим надписям, использовался как минимум до 214-5; авторы осторожно предположили, что он был разрушен землетрясением 363-го года); а также что он был посвящён семитскому богу Баалшамину - "хозяину небес" - (пользовавшемуся популярностью в Тире), а заодно его греко-римскому коллеге Зевсу/Юпитеру. Сюда же подшили пару карнизов с изображениями орлов (последние символизировали в сиро-финикийской иконографии небо и были известны дальше к западу как символы Зевса/Юпитера) и ещё кое-какие детали оформления.

В фасаде здания видим три входа, причём порог центрального на 90 сантиметров выше и имеет вырезы, возможно служившие для установки решётки. Тельавивцы предположили, что к входу вела рампа или лестница, ныне исчезнувшая. С ними спорит Джоди Магнесс; по её мнению это и не вход вовсе, а большое окно, за которым стояла статуя бога (такое, по её словам, было в храме Аполлона в Дидиме). Она также считает, что храм был открытым (никаких колонн внутри не видно, а для балок здание широковато), опять же как в Дидиме. В итоге Магнесс полагает, что в храме обитал оракул, а его покровителем предлагает назначить Аполлона, примкнувшего таким образом к Баалшамину и прочим; и тоже находит этому некоторые косвенные подтверждения в оформлении храма (например, изображения лиры и сосуда на треноге, характерные для культа Аполлона). Тельавивцы против окна не особенно возражают, но всё же предполагают, что на него можно было подняться; остальное считают отсебятиной, а лиру с треногой - просто элементами орнамента.





Фрагменты карниза, колонн итп:





Внушительные были колонны:









Элементы фасада:





Один из орлов:



Ниша для возлияния (?) с изображением фигуры в тоге:



Внутренняя сторона стены:







Ещё стены:





Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land, volume 3
The Story of a Site and a Project: Excavating Tel Kedesh by Andrea Berlin and Sharon Herbert
Tel Kedesh By Andrea Berlin, Sharon Herbert (in The Oxford Encyclopedia of the Bible and Archaeology)
Life and Death on the Israel-Lebanon Border By Andrea Berlin and Sharon Herbert
Some Observations on the Roman Temple at Kedesh By Jodi Magness
The Roman Temple at Kedesh in Upper Galilee: A Response By Ovadiah, Asher et al
Biblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea : a journal of travels in the year 1838, volume 3, by Edward Robinson, Eli Smith
The survey of western Palestine, volume 1
The Travels of Benjamin from Tudela
Burchard of Mt Sion
Mukaddasi
Palestine under the Moslems By by Guy Le Strange p 39,p 467
Biblewalks
Отчёт ЖЖ юзера irenase
Отчёт ЖЖ юзера gala67
Отчёт ЖЖ юзера lorien22

фотоотчёты, храмы, мавзолеи

Previous post Next post
Up