(
Дальше по Самарии с
nehag_sus)
На западных склонах самарийских гор и к северу от речки Шило, на высоте 380 метров над уровнем моря примостился археологический объект по имени
Дир Кал'а, то есть"монастырь-крепость". Первым из европейских исследователей до него добрался Виктор Герен (1870) и определил его как укреплённый монастырь; затем (1873) пришли Кондер с Китченером и оставили нам отчёт, начинающийся словами "возможно, красивейший и наиболее сохранившийся из разрушенных монастырей Палестины". Вывод о назначении объекта, помимо названия, следовал из руин церкви в центре комплекса, а также из крестов, высеченных кое-где на стенах и в резервуарах. Что же касается датировки, то британцы отнесли строительство к периоду правления Юстиниана, отметив архитектурное сходство с
укреплённым монастырём на горе Гризим. В наше время объектом занимались Гофна и Порат (1968); Баратти; Финкельштейн; Изхар Гиршфельд (1987); и Ицхак Маген, проводивший раскопки в 2004-6. За исключением Гофны и Пората, которые сочли объект большой фермой, все пддержали гипотезу о монастыре. Что до датировки, то Гиршфельд согласился с аргументами и выводом британцев; он предположил, что объект был построен после самаритянского восстания 529 года. По мнению же Магена (впрочем, насколько я понимаю, и эта точка зрения высказывалась в прошлом) Дир Кал'а изначально появился на свет на рубеже 4-5 веков в качестве крепости. Лишь лет сто спустя крепость стала монастырём. В ранний исламский период (века до 9-го) здесь функционировала маслодавильня; и, наконец, имело место нерегулярное использование при мамлюках. Интересно, что Маген обосновывает свой вывод о позднеримской крепости опять же архитектурными соображениями; почти вся керамика, признаёт он, византийская и раннеисламская (в основном осколки сосудов для хранения вина и масла соответственно); далее следует гипотеза, что вместо тяжёлой и хрупкой керамической или стеклянной посуды гарнизон предпочитал деревянную и кожаную, к нашему времени благополучно разложившуюся. Ясность в вопрос о датировке могли бы внести письменные источники, но в них пока никаких упоминаний Дир Кала обнаружить не удалось; да и с другими монастырями западной Самарии та же невезуха...
Вот они, эти невезучие монастыри, на карте из статьи Гиршфельда. Поездка включала ещё один из них,
Дир Сам'ан.
Путь к Дир Кал'а лежит через религиозное поселение
Пдуэль:
От скромной калитки на другом конце поселения дорожка ведёт к обзорной площадке по имени "балкон страны":
Внизу арабская деревня Дир Балут; на горизонте виднеются хмарочосы Гуш Дана:
Дир Кал'а находится к юго-западу от обзорной площадки, т.е. левее и ниже по склону:
План из статьи Магена. Размер основной части комплекса 49 (север-юг) на 38 метров; башня с восточной стороны - 9.25 (запад-восток) на 8.70. Стены сложены из каменных блоков с отёсанными полями, иные длиной до 1.80 м, но большая часть меньше, попадаются совсем мелкие "затычки"; толщина стен несерьёзная, всего 80-90 сантиметров. Главные ворота находились в северной стене, другие в западной части южной стены. С востока и северо-востока к комплексу примыкала система резервуаров, соединённых каналами; далее канал вёл к главным воротам. Ещё один резервуар находился около юго-западного угла, и ещё один под башней. Маген также бегло упоминает дополнительные резервуары, сельхозприспособления и каменоломню в 50 метрах к востоку от комплекса; и сторожевую башню, в средние века переоборудованную в печь для обжига извести, в 150 метрах к северо-востоку; с последней должен был быть виден соседний Дир Сам'ан. Гиршфельд упоминает дугообразную стену длиной около 500 метров, огибавшую монастырь с востока; возможно, она служила границей монастырских земель.
Вид с северо-запада до начала раскопок:
Восточная башня:
Большой резервуар к северу от неё; его размеры 33.5 на 10.5 на 5 метров; судя по сохранившимся следам воды, реально содержал порядка 1000 кубометров:
Вид сверху на помещения монастыря; в этом месте располагалось два винных пресса, из которых только один (южный) раскопан; квадратная дыра - его сборная ёмкость. После торжества ислама прессы вышли из употребления, дыру углубили и назначили водостоком.
Зато мусульмане добавили маслодавильню в северной части крепости и ещё одну (на фото) в юго-восточном углу:
Вид вдоль южной стены изнутри:
И снаружи:
Ров:
Юго-западный угол комплекса; над входом (см. ниже) и на камне в паре метров от угла стены, в верхнем ряду, высечены кресты.
Фото времён мандата; с тех пор кое-что развалилось, в частности участок с окнами (в центре) и вероятный туалет (слева). К углу примыкает помещение размером 8 на 7.6 м; Маген полагает, что там была трёхэтажная башня. Западная стена практически не сохранилась; по Магену, центральная часть стены вероятно рухнула ещё до переоборудования комплекса в монастырь, но башня продолжала использоваться и позже.
Над входом длинный блок размером 3.5 на 0.7 на 0.6 м; в центре можно разглядеть остатки креста. Чтобы каменюка не сломалась посередине под весом верхних рядов, над ней сделан вырез, перенаправляющий давление на участки стены по сторонам дверного проёма.
Внутри. Дверной проём и перед ним каменный блок с "табула ансата":
Вид на юго-восточную часть комплекса; на переднем плане остатки церкви:
Старая фотография того же угла:
Окна второго этажа и, полагаю, гнёзда для потолочных балок:
Какое-то помещение с восточной стороны комплекса:
Апсис церкви:
Мозаичный пол северной часовни; ныне он экспонируется в
музее доброго самаритянина. Надпись на мозике гласит: "Благословение Господу. Во дни праведного правления Юстиниана, год 18-й, и святого епископа Аполлония, и святого архимандрита Павла, в 40-й год его аббатства, в 8-й
индикт. Господь, будь милостив." Отсылка к году правления Юстиниана позволяет датировать эту часть комплекса 544-5 годами. Павел, вероятно, настоятель монастыря; и стало быть, последний функционировал с первых лет 6 века, если не раньше. Аполлоний, вероятно, начальник Павла; возможно, тот что в 518-м упоминается как епископ Лода.
Южная церковь, предполагает Маген, была построена во второй половине 5-го века и вскоре реконструирована - апсис перенесён дальше на восток, а с запада добавлен притвор, украшенный этой мозаикой:
А эту взяли из помещения между церковью и часовней; по Магену, она изначально принадлежала центральному двору крепости.
Немного мозаики осталось in situ:
Башня с другой стороны:
Северо-восточный угол:
Два северо-восточных резервуара размером 11.5 на 5 на 2 м каждый:
Теперь вернёмся ко входу в монастырь и спустимся ещё чуть ниже по склону:
Могила:
Очередной резервуар, 10 на 8.5 на 4 метра; к нему вёл канал со стороны южных ворот, видимо отводивший воду из южного рва:
Где-то около лестницы должен быть высечен крест, но что-то я его не вижу...
Под западной частью комплекса находится карстовая пещера, примерно 13 на 15 на 6 метров. В ней сохранились остатки стен, по всей вероятности отгораживавших монастырские кельи, и фрагменты белой мозаики.
В верхнем левом углу, видимо, было оборудовано что-то вроде часовни; где-то ещё левее должен скрываться небольшой сезонный источник.
Второй выход из пещеры:
И просто цветы из Пдуэля:
Фотографии:
1) в
picasa web albums2) в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
A Late Roman Fortress and a Byzantine Monastery at Deir Qal'a By Yitzhak Magen, Naftali Aizik
Greek Inscription from Deir Qal'a By Leah Di Segni
Deir Qal'a and the monasteries of western Samaria By Yizhar Hirschfeld
המדריך למטייל בשומרון מאת נתנאל אלינסון, דביר רביב
The Survey of Western Palestine v 2, p 315-318BibleWalksОтчёт ЖЖ-юзера
yozhik_ Отчёт ЖЖ-юзера
rdavidОтчёт ЖЖ-юзера
snark_ Отчёт ЖЖ-юзера
shurikls Отчёт ЖЖ-юзера
janataha Отчёт ЖЖ-юзера
sharel