Хе-хе, их в Израиле около 400. Всех будешь выставлять?*ехидненько* Потому как сам съехидничал насчет монооксида(удачно, удачно!). Кстати, все-таки, у себиля и киоска(или раата) есть отличия, как я понимаю. Первый является сооружением культовым. Хотя, общаясь недавно со специалистом по теме себилей, понял, что он полагает отличие условным. Ну, скоро выясню у специалиста по культу...
400 ? Вот те раз... где же они все попрятались, что я за несколько лет едва наскрёб десяток ? Ну, вот когда наберётся хотя бы полсотни - подумаю, выставлять ли все. :)
Так сабиль это "окошко", а раат - "киоск" ? Вроде киоск около мечети Махмудия в сети "числится" сабилем, а "окошко" в Нимроде заявлено как раат.
Нет, тут дело не в окошке: себиль-это "мицва". Тут вложен всегда сакральный смысл, поэтому он относится к ВАКФу, т.е.не может считаться чьей-либо собственностью. Именно поэтому большинство таких строений ты обнаружишь либо на большой дороге, либо возле мечетей(и то и другое служит не только для утоления жажды, но и для ритуальных омовений перед молитвой). Себили редко строились частными лицами, а если строились-то исключительно с благотворительными целями и, как правило, для увековечивания имени умершего близкого человека. Кстати, эта традиция сохранилась и среди евреев-выходцев из арабских стран. Непременной частью себилей является и поильник для животных, забота о которых входит в религиозные обязанности
( ... )
Цитирую по книге Ф.Хитцеля"Османская Империя": Чешме: городской квартальный фонтан, часто встречающийся на перекрестках улиц, на площадях, вдоль стен и вблизи мечетей. Благодаря им жители ближайших кварталов пользуются водой.
Тут обрати внимание: несмотря на сходство в местоположении, чешме не относится к ВАКФу. Он просто обеспечивает водой(апропо, по законам, это было святой обязанностью городских властей!)
Но, должен сказать, что все сказанное ни в коем случае не является истиной в последней инстанции. К сожалению, даже специалисты зачастую путаются в Османской терминологии и исторических заметках.
вот что пишет википедия в статье про себиль: בתרבות העות'מאנית/טורקית יש הבחנה בין המקום הציבורי לחלוקת מים הנקרא סביל לבין ברז ציבורי הנקרא צ'שמה (Çeşme). בתרבות הטורקית צ'שמה הוא ברז מים לתועלת כל אשר ניצב לצידי הדרכים. בדרך כלל המתקן להיטהרות טקסית לפני התפילה, במסגדים רבים מורחב לבניין נפרד או למתקן במרכז החצר ונקרא גם כן סביל[1].
"где же они все попрятались, что я за несколько лет едва наскрёб десяток" Да они не прячутся, под ногами, буквально. Ты на "шуке пишпишим" снял "сиксик" примечетный, а я тебе могу там еще парочку показать, но не при мечетях, а один при гостинице, а другой вообще такой поильник здоровущий прямо на задворках рынка. Это, к примеру... А, вот еще: прямо через дорогу от описанного тобой "Сулеймана" на пустырике среди травы стоит красавец-раат с бассейном. То ли -дворовая постройка, оставшаяся после "Операции Якорь", то ли общественный водоем-никто не знает. И уже не узнает, боюсь. А напротив на стене музея-новодел раат, но очень красивый(я о нем писал, ты знаешь). А не так давно на Ул Эйлат раскопали такого красавца, такого красавца!!! Но там уже ни археологи, ни архитекторы не промахнулись: сделали "объект". А ты говоришь, попрятались:))))
Кстати, все-таки, у себиля и киоска(или раата) есть отличия, как я понимаю. Первый является сооружением культовым. Хотя, общаясь недавно со специалистом по теме себилей, понял, что он полагает отличие условным. Ну, скоро выясню у специалиста по культу...
Reply
Так сабиль это "окошко", а раат - "киоск" ? Вроде киоск около мечети Махмудия в сети "числится" сабилем, а "окошко" в Нимроде заявлено как раат.
Reply
Reply
Reply
Чешме: городской квартальный фонтан, часто встречающийся на перекрестках улиц, на площадях, вдоль стен и вблизи мечетей. Благодаря им жители ближайших кварталов пользуются водой.
Тут обрати внимание: несмотря на сходство в местоположении, чешме не относится к ВАКФу. Он просто обеспечивает водой(апропо, по законам, это было святой обязанностью городских властей!)
Но, должен сказать, что все сказанное ни в коем случае не является истиной в последней инстанции. К сожалению, даже специалисты зачастую путаются в Османской терминологии и исторических заметках.
Reply
Reply
בתרבות העות'מאנית/טורקית יש הבחנה בין המקום הציבורי לחלוקת מים הנקרא סביל לבין ברז ציבורי הנקרא צ'שמה (Çeşme). בתרבות הטורקית צ'שמה הוא ברז מים לתועלת כל אשר ניצב לצידי הדרכים. בדרך כלל המתקן להיטהרות טקסית לפני התפילה, במסגדים רבים מורחב לבניין נפרד או למתקן במרכז החצר ונקרא גם כן סביל[1].
Кстати, есть еще статья про хауз:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хауз
Reply
Да они не прячутся, под ногами, буквально. Ты на "шуке пишпишим" снял "сиксик" примечетный, а я тебе могу там еще парочку показать, но не при мечетях, а один при гостинице, а другой вообще такой поильник здоровущий прямо на задворках рынка. Это, к примеру... А, вот еще: прямо через дорогу от описанного тобой "Сулеймана" на пустырике среди травы стоит красавец-раат с бассейном. То ли -дворовая постройка, оставшаяся после "Операции Якорь", то ли общественный водоем-никто не знает. И уже не узнает, боюсь. А напротив на стене музея-новодел раат, но очень красивый(я о нем писал, ты знаешь). А не так давно на Ул Эйлат раскопали такого красавца, такого красавца!!! Но там уже ни археологи, ни архитекторы не промахнулись: сделали "объект". А ты говоришь, попрятались:))))
Reply
Reply
Reply
Reply
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:JaffaSebil048.jpg
Reply
Reply
Наткнулся в процессе загрузки своих фотографий.
Reply
Reply
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:OrtSjapira046.jpg
Reply
Leave a comment