Под Братиславой уже довольно давно нет снега и потихоньку начинает пробиваться молодая трава - совсем солнечно и тепло стало. А мне хочется к большим кораблям и почти бесконечному горизонту...
Друзья говорят, в Питере сейчас почти два метра снега. Никак не могу привыкнуть к этой разнице. Биологические часы так просто не перевести, и в марте у меня перед глазами стоят залитые солнцем льдины, оголенный песок на Финском, серые полыни на реке и бледный после зимы тростник. А потом первая мать-и-мачеха. А ещё вспоминаю как в детстве с друзьями ходили по тонкому льду, грозящем несчастьем.
Сделаю маленькие перерыв и о Словакии не скажу ни слова. К сожалению, весенних фотографий из дома у меня не нашлось, поэтому приглашаю вас на прогулку летнюю. Давайте вспомним, как хорошо бывает летом. А скоро и опять будет. :)
Река Свирь - один из участков на пути из Белого моря в Балтийское. Из Ладожского озера корабли поднимаются Сверью в Онежское через два шлюза.
Об одном из них - Верхнесвирском - речь и пойдет.
Фактически перегораживающий реку комлекс - это гидроэлектростанция, совмещенная со шлюзом. Строительство было предусмотрено планом ГОЭЛРО. Естественно, строили элекстростанцию преимущественно заключенные.
Протяженность архитектурно-инженерного комплекса гидроузла - около 600 м, высота шлюзовых камер - 60 м.
Лесозаготовки для строительства Нижне-Свирской ГЭС, работают заключенные. Начало 1930-х гг. Мемориал.
Чины лагерной охраны на строительстве Нижне-Свирской ГЭС. 1931. Мемориал.
Бараки Свирьлага. Строительство Нижне-Свирской ГЭС. 1931. Мемориал.
Раньше Свирь в этом месте была узкой порожистой рекой. Там, где сейчас вход в шлюз, стояли жилые дома, на одном из островкой была церковь. Затем людей переселили, пороги затопили и возвели дамбу.Верхнесвирский шлюз до сих пор - самый большой на всем волго-балтийском пути.
Строительство Верхнесвирской ГЭС началось после окончания строительства Нижнесвирской (архивные фотографии именно оттуда), т. е. в 1938 году, закончилось в 1951 - отсюда и сталинский монументализм постройки.
Входим в шлюз, двигаясь из Ладоги в Онегу, то есть будем подниматься.
За день в навигацию через шлюз проходит около 60 кораблей.
Поражаюсь мастерству управляющих кораблем людей - завести в шлюз корабль лишь на полметра меньший, чем сам шлюз, и не коснуться стен бортом!
К радости путешествующих на корабле мальчишек стены шлюза можно было потрогать рукой. Посмотрите, вооон там, этажом ниже видна рука нашего сына, сверху увидите голову бдящего за дитятей отца.
Медлено поднимаемся в предвкушении широкой перспективы. Вместе с высокими берегами из-за бетонной стены шлюза медленно выплывает родной Ильич.
Весь шлюз - его водная и наземная части удивляют идеальной чистотой и порядком. Известью покрашенные бордюры, клумбы из автомобильных шин и ухоженные символы прошлой эпохи.
Что еще скажешь - режимный обект.