КАРТИНА КАК ОТРАЖЕНИЕ

Aug 10, 2014 10:12


Методология искусства обширна. По сути, для понимания искусства можно применять почти любое направление современной философской мысли: формализм, деконструктивизм, экзистенциализм, феноменологию, семиологию и т.д. Но чаще всего, как мне кажется, история искусств для приобщения масс использует два подхода: биографический метод (это изучение объекта искусства через призму истории общества и личности художника) и иконологический (это изучение содержания произведения, попытка выявить исторически-обусловленный смысл полотна как особого рода значимую целостность, не разложимую на части и неотъемлемую).
Вроде бы все хорошо: вы приходите в музей или слушаете лекцию, получаете массу интересного материала (часть которого быстро забываете), можете потом удивить друзей фактами или назвать фамилию художника. Но к самим картинам вы остаетесь равнодушны. Вы получили удовольствие исключительно интеллектуального порядка.
Чтобы проиллюстрировать свои слова, предлагаю посмотреть отличную лекцию Валерия Анашвили "Как понимать произведения искусства". Лично я существенно пополнила свои представления об истории Голландии.

image Click to view



А есть и другой подход, который не так уж часто используют, - психологический.

И он развивает эмоциональную связь с произведением искусства. После изучения таким образом картин вы вряд ли будете хорошо помнить фамилию художника, даты, историю написания. Но зато вы будете четко представлять композицию, цветовой баланс. И самое главное, у вас будет эмоциональный ответ и собственное ощущение, мнение о картине.
Я предлагаю три упражнения, можно выполнить все, а можно какое-то одно на выбор просто для того, чтобы ощутить, "как это работает". (на материалах курса MoMa)

1. Ван Гог. Звездная ночь, 1889.


Возьмите лист бумаги и карандаш. Поставьте секундомер и в течение 30 секунд рассматривайте полотно. Затем поставьте секундомер на 2 минуты, поставьте карандаш в какую-то точку листа бумаги и, не отрывая глаз от картины, ведите карандаш за траекторией вашего взгляда. Не смотрите на получающийся результат и не отрывайте карандаш от листа. Через 2 минуты вы получите результат своего наблюдения. Что вы чувствовали, когда двигались за линиями? Что главное вы можете сказать об этом произведении на основе своих ощущений?
Если вы хотите дополнить свои эмоциональные переживания фактами, то материал можно найти здесь:
http://www.moma.org/learn/moma_learning/vincent-van-gogh-the-starry-night-1889

(нажмите Explore под картиной, чтобы прочитать дополнительные объяснения и цитаты из писем ван Гога).

2. Эрнст Кирхнер. Улица, Дрезден. 1919.


Поставьте секундомер и в течение 30 секунд рассматривайте фотографию. Потом представьте. что вы находитесь на этой улице и пишете письмо другу/родственнику. В течение 2 минут опишите в форме письма свои мысли, наблюдения, переживания по поводу улицы и окружающих людей. Затем выберите фрагмент картины и в течение 2 минут нарисуйте его. Что вы чувствуете? Как изменилось ваше отношение к картине через выполненную деятельность?
Узнать больше можно тут: http://www.moma.org/learn/moma_learning/ernst-ludwig-kirchner-street-dresden-1908-reworked-1919-dated-on-painting-1907

3. Рой Лихтенштейн. Девушка с мячом. 1961.


Представьте, что вы рисуете комикс. И у вас есть обычная для комикса сетка. Что было в сцене "до" и что будет в сцене "после"? Постарайтесь выйти за границы первой пришедшей в голову идеи.
О картине здесь: http://www.moma.org/collection/object.php?object_id=79665%22
С интересом жду размышлений и впечатлений о разном опыте.

этотпрекрасныйпрекрасныймир

Previous post Next post
Up