Про увольнения

Sep 07, 2023 07:46



Недавно прочитал в одном блоге высказывание: "Если вам подумалось, что сотрудника надо уволить, то надо не выжидать, а немедленно его увольнять." Высказывание собрало очень много восторженных комментариев, потому что с бытовой точки зрения кажется, что в этом высказывании есть какая-то истина, но как большинство таких, с бытовой точки логичных, высказываний, это очень далеко от профессионального взгляда на вещи.

С этим высказыванием всё очень плохо с очень разных сторон.

Во-первых, в большой (и даже средней) организации есть куча народа, которые прикладывают много усилий (и денег), чтобы люди в компании появлялись и никуда не исчезали. Я прямо представляю, как вы пишите письмо на компанию: "Мне что-то показалось, что Васю лучше уволить, и я его уволил," и сразу рекрутёры, HRы, интервьюеры, лиды такие: "Ну да, ну да, пошли мы нахер."


Надо иметь гораздо более конкретные причины, чем просто "что-то как-то не так." Иначе, уже ваш босс может справедливо решить, что как-то что-то не так с вами.

Во-вторых, люди в компании зарабатывают деньги. Если ваша команда денег не зарабатывает, то это очень большая ваша проблема. Увольнение - это уменьшение потока денег (либо немедленное, как в outsource, либо отложенное, как в продуктовой разработке). В IT люди высокооплачиваемые и результат их работы дорогой, поэтому потери могут быть очень существенными.

Один outsource разработчик приносит компании прибыли примерно, как небольшая (или большая) кофейня в центре города. Можете представить, чтобы какой-то менеджер сети кофеен время от времени закрывал точки потому что ему так подумалось? Вот настолько тупо это выглядит с точки зрения бизнеса.



Первый два пункта приводят нас к моему любимому, третьему. Принятие решений составляет важную часть обязанностей менеджера, но платят ему-таки за претворение этих решений в жизнь. Разработчика, который глубоко задумался, потом откинулся и произнёс: "Да, этот баг надо пофиксить," и который больше ничего не сделал - это странный разработчик. Его работа заключается в исправлении багов. Менеджер "решивший уволить" разработчика, смотрится так же. Ему надо спланировать вывод человека, поиск нового, собеседования, донести как-то эту новость до заказчика, перепланировать сроки по проекту, перепланировать и согласовать бюджет, донести неприятную новость до самого увольняемого и команды, провести увольнение без нарушения законодательства. Даже на этапе планирования легко может оказаться, что увольнять никого не надо.

В одной моей компании была забавная ситуация, когда один эффективный менеджер вот так легко принял решение уволить нескольких человек, которые работали во Франции. На этапе согласования с юридическим отделом оказалось, что по трудовому законодательству Франции каждому уволенному положена компенсация 600 тысяч евро. Увольнение резко отменилось к глубокому сожалению увольняемых.

Кстати эти самые "увольняки грозные" часто ломаются на этапе разговора с сотрудником. Убедить человека написать заявление по-собственному не всегда просто, а уволить без согласия работника в соответствии с трудовым кодексом часто ещё сложнее. Был в смешной ситуации, когда на новом месте работы в первый же день мне сказали, что надо срочно-срочно уволить двоих разработчиков, что уже год назад было принято решение, что их точно-точно надо уволить. На мой вопрос: "Почему за год не уволили?" мне сказали, что мой предшественник предпочёл уволиться сам, а потом как-то уволнять было не с руки. Срочно увольнять кого-то при таких вводных я, конечно, отказался (увольнения состоялись потом, но это совсем другая история).

Интересно, что некоторые менеджеры считают, что если они планировали уволить человека через пару месяцев, а тут он неожиданно сам написал заявление на увольнение, то это большая удача. Хотя на самом деле это же срыв плана и большая проблема. Если сотрудник должен был передавать свои знания 2 месяца, то теперь этого не произойдёт. И замена на проекте не будет готова, и дедланы будут нарушены. Но инициировать увольнение менеджеру часто настолько тяжело, что он даже не пытается задержать сотрудника (и очень зря).



К слову заметьте, что я нигде не говорю про то, что увольнять людей "жалко" и надо "проявлять милосердие и не увольнять". В тех командах, где я работал, увольнение скорее воспринималось как долгожданное избавление от крайне тяжелых условий работы. В IT увольнение - это часто путь к богатству и процветанию, а не трагедия (понимаю, что те, кто работает сейчас за границей по рабочим визам, могут сильно со мной не согласиться).

Кроме того, всё-таки менеджер увольняет не по прихоти, а из необходимости (поэтому меня особенно раздражает изначальное высказывание). Команды, где людей не увольняют, несмотря на объективную необходимость, превращаются в своеобразный филиал ада, из которого люди очень стараются выбраться.

А вот то, что так походя упрощают сложный процесс увольнения меня коробит. Увольнение - это очень неприятный процесс для вовлечённых сторон и так несерьёзно к нему относится нельзя. Если такое легкомысленное высказывание услышит или прочитает какой-то из ваших сотрудников, который когда-то проходил через травматичный процесс увольнения, то вы можете потерять его уважение. Или, ещё хуже, сотрудник может решить, что если вы так легко относитесь к увольнению, то и ему не стоит слишком париться и пойти написать заявление по собственному, просто потому, что возникло такое желание. Если идею отзеркалить, то менеджеру придётся не сладко с таким подходом.

В общем, если вам захотелось кого-то уволить, я предлагаю первым делом задуматься. Аналогичный совет и к написанию постов в интернете.


Previous post Next post
Up