Сходить на Агуалузу в силу внешних обстоятельств у меня не получилось, зато вчера ходила с Уве на встречу с Бенедиктом Веллсом, у которого сейчас небольшой тур по случаю выхода новой книги «Die Wahrheit über das Lügen». ЛитХаус правильно предугадал, что желающих придти будет много, и встречу проводили в Muffathalle. Зал по ощущениям не уступает большой аудитории Университета, но туда, понятно дело, только избранных на время книжного фестиваля зовут :) Билеты почти сразу раскупили, и даже очередь на вход выстроилась с запасом, хотя запускали за целый час до начала. С другой стороны, а что делать, когда зал большой, а места не фиксированные, мы тоже рано пришли.
Несмотря на размер зала, ощущения от встречи остались приятно камерные. Для почетных гостей зарезервировали всего один ряд, но там кроме сотрудников ЛитХауса и издательства сидела еще семья писателя, а просто в зале какие-то его знакомые и друзья. Книжный стол был от магазина Lehmkuhl, и Веллс в начале встречи сказал, что ему очень приятно видеть именно их, потому что это книжный его детства :) Даже с модератором Флорианом Кесслером они явно не в первый раз встречались. И хотя вопросы Кесслер ему задавал интересные и по делу, чувствовалось, что с кем-то другим он мог бы быть в разы острее и въедливее.
«Die Wahrheit über das Lügen» - это сборник из десяти рассказов. Обсудили они не только его, но и подход Веллса к работе. Например, он обычно пишет-пишет-пишет, давая истории свободно расти, а потом долго правит, сокращает, обдумывает, какие куски можно убрать, предоставив читателю самому заполнить и додумать. Так предыдущий роман «Vom Ende der Einsamkeit», который он писал больше семи лет, в первоначальном варианте был вдвое длиннее. Поэтому писателю было очень любопытно попробовать себя в короткой прозе, и он специально себе еще рамки сузил, чтобы рассказы в самом деле были короткие, а не как у Манро, например :)
Но самое интересное - это музыка. Веллс для каждой своей книги подбирает специальный саундтрек. По «Vom Ende der Einsamkeit» в общем чувствовалось, что музыка для него большое значение имеет, а он в идеале мечтает, чтобы к книге сразу диск прилагался :) К этому сборнику в самом деле прилагался, можно было отдельно купить. И на встрече был не отдельный чтец, читал Веллс сам, а его друг музыкант Jacob Brass, с которым они уже несколько лет вот так вместе проводят туры. Он играл в перерывах свои и чужие песни, которые они вместе отобрали для встречи.
Общие впечатления у меня остались прекрасные, далеко не только благодаря живой музыке :) Веллс автор молодой, держится просто, кажется, до конца еще не привык к тому, что придти его послушать может столько народу. Причем чувствуется, что это не показное-наигранное, а он это искренне. Сказал, что многое делает интуитивно, а потом на встречах, когда его разные «почему» спрашивают, часто для себя что-то лучше понимает из этого интуитивного. Перед последней песней попросил включить свет, чтобы сфотографировать на память зал :) Что мне отдельно понравилось, он по ходу беседы упоминал свои любимые фильмы, и фильмы мы с ним любим одни и те же: «Клуб “Завтрак”», «Останься со мной», «Большой Лебовски», «Трудности перевода». Следующий роман будет про восьмидесятые, буду ждать.
Подписывал книги Веллс не у сцены, а в кафе, вход в который был у выхода из зала. Мы сидели во втором ряду, поэтому ждать автограф не стали, очередь была явно минимум на час, некоторые еще по три-четыре книги принесли. Но сборник я тут же заказала. Он один рассказ полностью прочитал, а из другого, заглавного, только отрывок - и остановился на самом интересном месте :)
И курьезное. В Муффатхалле внутри есть бар, и можно было любой напиток взять с собой в зал. Но при этом организаторы совершенно забыли поставить воду участникам. Веллс в итоге какой-то момент сам попросил, и ему, а потом и модератору с музыкантом принесли по бутылке. Но без стаканов :)