Filmfest München 2017

Aug 04, 2017 13:27

        В последние полторы недели июня в Мюнхене традиционно Кинофестиваль. В этом году у меня была возможность ходить даже на несколько сеансов в один день, так что я заранее основательно подготовилась: прочитала про все фильмы и составила себе подробный календарь с очень и просто интересным. Посмотреть все, что попало в список самого-самого, при этом все равно не вышло. Что-то шло в очень неудобное время или одновременно, например, пришлось выбирать между Звягинцевым и Кустурицей, а на что-то сразу кончились билеты, и ни на вручение премий, ни на фильм-закрытие сходить поэтому не получилось, но жаль мне только последнего, потому что приезжал Билл Найи, а его я бы с удовольствием послушала.

        Revolting Rhymes. Единственный фильм из детской программы, который я посмотрела. Он же выиграл приз зрительских симпатий, приятно думать, что я тоже приложила к этому руку. Экранизация чудных стихотворных переделок известных сказок Роальда Даля. Режиссеры, они же авторы сценария, сняли двухсерийную анимацию со сквозным сюжетом. Первая серия про Красную Шапочку и Белоснежку, подружившихся еще в детстве, тут же и три поросенка, старший из которых держит банк, а вторая про Золушку и влюбленного в нее Джека, живущего в соседнем домишке. Сквозной сюжет построен вокруг жаждущего мщения Волка. Он и рассказывает эти сказки сначала ожидающей в кафе начала рабочего дня няне, а потом, переодевшись этой самой няней, детям повзрослевшей Красной Шапочки. Все в соответствии с обложкой :) Вообще к оригиналу создатели отнеслись бережно, герои у них похожи на иллюстрации Блейка, никаких неоправданных сценарных вольностей или глупостей, например, Златовласке органичного места не нашлось и вписывать ее не стали. Не знаю только, насколько сохранили оригинальный текст, сеанс показывали с синхронной немецкой озвучкой и разобрать что-то за ней было невозможно. Создатели приезжали на фестиваль и после сеанса с ними была небольшая беседа, на которую у меня, к сожалению, не получилось остаться.

Louise en hiver. Чудный совершенно французский анимационный фильм. Старушка Луиза опаздывает на последний поезд, который увозит отдыхающих из крошечного туристического местечка на побережье обратно в большой город, и вынуждена остаться там в компании прибившейся собаки до начала следующего сезона. Это, конечно, отчасти робинзонада, но ей сюжет не ограничивается. Луиза не только приспосабливается к новым условиям, но и вспоминает детство, а главное - совершенно не страдает от одиночества и даже наслаждается новой жизнью. Действие очень неспешное, да и вообще весь фильм больше созерцательно-размышляющий, и человека четыре вокруг меня продремали большую часть времени :) Нарисовано очень красиво, в довольно любопытной манере, кажется, со смешением разных стилей, а по настроению больше всего напоминает Миядзаки. Жан-Франсуа Лагиони еще много чего снял, буду с ним знакомиться ближе.

Santa y Andres. Грубо говоря, кубинская «Жизнь других». Санту приставляют на тря дня к писателю-диссиденту, к тому же гею, оболгавшему в своих книгах и интервью дело Революции: неподалеку проходит Форум Мира, куда он ни в коем случае не должен проникнуть. Сам по себе сюжет о том, что ужасные враги партии и народа при более близком знакомстве не такие уж и ужасные-опасные, а вот друзья по партии часто вполне наоборот, мягко говоря, не нов, но очень интересен тем, что речь идет о Кубе. Я про Кубу вообще мало что знаю, а тут колоритных подробностей сколько хочешь, чего стоит одна только жуткая в своем абсурде сцена с избиением яйцами под исполнение гимна. После показа было небольшое интервью с режиссером, который рассказал много интересного и про историческую основу фильма, и вокруг самого фильма. Например, картину официально одобрили и разрешили снимать, но ни на Гаванский кинофестиваль, ни в кубинский прокат не пустили. А еще они сняли несколько вариантов концовки. Надо сказать, выбрали хороший :) Молодые латиноамериканские режиссеры почему-то чаще всех приезжают лично пообщаться, муж без меня еще на два фильма ходил, и там тоже были Q&A.

Ustav Republike Hrvatske. Лучший фильм не только фестиваля, но и года вообще. Если выйдет в прокат, еще раз с удовольствием схожу с друзьями. Ближайший аналог по настроению, художественной мощи и отчасти тематике - это, пожалуй, «Завтрак на Плутоне», который мы как раз регулярно пересматриваем в хорошей компании, хотя при просмотре мне первым делом «Без изъяна» в голову пришел. Вьекослав Крале работает школьным учителем истории и заботится об отце-инвалиде, никогда особо не любившем сына старом усташе. Он неприветливый и жесткий тип, во многом унаследовавший взгляды отца, но вечерами переодевается в женскую одежду и становится Катариной, оплакивающей смерть возлюбленного. Хитрое жизненное стечение обстоятельств - и вот он уже пообещал соседке, что поможет ее мужу сербу сдать экзамен по Конституции. У режиссера Райко Грлича и его соавтора сценария потрясающее чувство прекрасного, чувство юмора и чувство меры. С Грличом тоже был небольшой разговор после сеанса, в ходе которого он кроме прочего с грустью говорил о том, что сейчас в Хорватии поднимается новая волна нетерпимости и националистических настроений, и как важно в людях видеть все же людей, а не ярлыки. Еще посетовал, что они при съемках не заострили внимание, что действие происходит в наши дни, и можно и про 90е подумать. А вот вопросы из зала были большей частью какие-то странные, вроде того, почему он считает финал оптимистичным, как будто люди только что какое-то другое кино смотрели.

Strange Weather. Через семь лет после самоубийства сына Дарси по-прежнему надеется найти какие-то детали, которые бы помогли ей понять и осмыслить гибель Уолкера. В компании лучшей подруги она отправляется в поездку по Югу, свести возможные счеты со студенческим приятелем сына, который открыл сеть семейных закусочных по бизнес-модели, детально похожей на разработанную Уолкером. Как и положено хорошей дорожной истории, путешествие поможет Дарси скорее разобраться с самой собой. Действующих лиц тут минимум, темп медленный, зато есть все положенные встречи с прошлым. Фильм заинтересовал меня не только сюжетом, но и тем, что главную роль играет Холли Хантер, и она в самом деле была хороша. Перед началом каждого сеанса кто-нибудь из сотрудников фестиваля или журналистов коротко представлял фильм. В случае «Strange Weather» кинокритик не стал резюмировать сюжет, а вместо этого интересно вкратце рассказал про сам жанр роуд-муви и его развитие с течением времени на конкретных примерах.

Wakefield. Экранизация рассказа Эдгара Доктороу. Говарда Уйэкфилда накрывает кризис среднего возраста, когда и хорошая работа надоела, и дома в последнее время все меньше ценят и любят. Все с этим справляются по-разному, но он находит совсем неординарный способ: погнавшись за забежавшим в кладовку над гаражом енотом, Говард видит, как его семья собирается ужинать и, зачарованный этой картиной, так и засыпает в кресле у окна. И решает домой больше не возвращаться. С одной стороны, это грустная история, потому что Говард по сути бесследно исчез, не оставив родным даже записки, и заставил их прожить жуткую ситуацию, преспокойно подглядывая за всем через окно. С другой стороны, то, как именно Говард все эти месяцы прячется и выживает, часто подано забавно. Плюс ко всему, любопытно, как работает взгляд на свою жизнь по-настоящему со стороны. Брайан Крэнстон в главной роли был прекрасен. Ему в этом году вручили CineMerit Award, и на церемонии как раз «Уэйкфилда» показывали. Я ходила на обычный сеанс, но перед фильмом сотрудница фестиваля сказала, что Крэнстон сначала не хотел браться за роль, потому что его собственный отец когда-то вот так исчез.

The Sense of an Ending. Экранизация одноименного романа Джулиана Барнса. Роман я пока не читала, да и фильм с большой вероятностью пойдет в обычный прокат, но устоять было сложно. Тони обычный старый ворчун. Он грубоват с бывшей женой, плохо справляется с поддержкой беременной дочери, и куда тактичнее в обращении со старыми фотокамерами, которые продает в своем магазинчике, чем с людьми. Однажды ему приходит уведомление, что мать девушки, с которой он когда-то недолго встречался в колледже, оставила ему небольшое наследство и свой дневник. Пытаясь получить дневник и понять, почему вообще женщина, которую он видел только раз в жизни, завещала такую личную вещь именно ему, Тони заодно вынужден будет прилично пересмотреть собственное прошлое. Игры с собственной памятью и восприятием себя всегда дело жутко интересное, а тут еще и довольно грамотно поданный скелет в шкафу, но так как это история Тони глазами Тони, некоторые моменты все равно остались за кадром. Актерский состав обоих временных пластов отличный, и мне в общем понравилось в фильме все, кроме концовки.

The Death and Life of Otto Bloom. Редкий случай, когда наши с мужем мнения кардинально разделились, мне фильм понравился, ему совершенно нет. Отто Блум уникальный человек, для которого время течет в обратном направлении: он помнит будущее и забывает все, как только оно случается. Несколько людей по очереди рассказывают про Отто невидимому собеседнику. Главный рассказчик - нейропсихолог Ада, именно к ней обратились власти, когда нашли странного юношу с полнейшей амнезией, про которого ничего не удалось выяснить, и это она после долгих часов бесед с Отто пришла к удивительному выводу, что его память работает наоборот. Кроме нее говорить про Отто будут специалисты по медицине, физике и искусству и несколько знавших его лично людей, и их рассказы будут сопровождать разные видеозаписи и газетные вырезки. Не знаю, насколько часто сюжет отталкивается именно от такой идеи о времени, мне она показалась весьма любопытной, и жанр мокьюментари оказался очень уместен. До конца все продумать создателям, к сожалению, не удалось, косяков и нелогичностей хватает, например, совершенно непонятно, как Отто умудряется давать интервью и вообще вести хоть какую-то беседу, если через раз он уже не помнит вопрос. Да и почему только через раз? По ходу фильма, правда, этими вопросами не очень задаешься, потому что история захватывает. И то, как испытывает время герой, точно знающий кроме прочего день и обстоятельства своей смерти, и то, как могут развиваться отношения, когда все события воспринимаются обоими совершенно по-разному.

Нелюбовь. Женя и Борис разводятся в ситуации взаимной ненависти. Ему вот-вот родит ребенка другая женщина, у нее в полном разгаре роман с другим мужчиной. Никто из них не горит желанием взять в свою новую прекрасную жизнь двенадцатилетнего Алешу, и так прилично забытого за накопившимися разногласиями. Подслушав очередную ссору родителей, мальчик сбегает из дома. Это первый фильм Звягинцева, который я смотрела, и мне в нем понравилось практически все. Это крепкая и хорошо сыгранная драма, где тщательно создана атмосфера, продуманы детали, точно подмечены разные мелочи, герои живые и узнаваемые, концовка - единственно возможная в данном случае. И то, к чему приходят герои, логически вытекает из уже случившегося. Наверно, при желании эту историю можно трактовать шире просто семейной драмы, но совсем не обязательно. «Нелюбовь» выиграла ARRI/OSRAM Award, который получает лучший иностранный фильм в программе CineMasters. Несколько лет назад Звягинцев выиграл ее же с «Левифаном».

The Summer is Gone (Ba yue). Дебютный фильм режиссера Dalei Zhang; насколько я поняла, с автобиографическими моментами. Внутренняя Монголия где-то в начале 90х. Все действие укладывается в летние каникулы Шаолея между начальной и средней школой. Маму заботит вопрос поступления в престижную школу, шансы Шаолея в которой заведомо малы, папа оказывается перед возможностью потери работы, потому что по новому закону рабочие места на киностудии больше не гарантированы государством, а мальчик, конечно, пытается максимально наслаждаться свободным временем перед наступлением больших перемен. Фильм черно-белый, лиричный и очень неспешный, сыгран большей частью непрофессиональными актерами и посвящен «поколению, родившему наше». Такая своеобразная история взросления на всех уровнях. Это единственный «случайный» фильм из всех просмотренных: у меня оставался бесплатный билет на один сеанс, а этот шел как раз перед «Brigsby bear». Я колебалась между ним и «Мюнгхаузеном» 43го года, и культурный аспект победил по любопытности, хотя сильного прямо впечатления в итоге на меня «The summer is gone» и не произвел.

Brigsby Bear. Джеймса еще во младенчестве похитила супружеская пара, любовно вырастившая его как собственного сына, но в условиях полнейшей изоляции от внешнего мира. Практически «Взрыв из прошлого», разве что можно выходить из бункера на поверхность в специальном противогазе и наслаждаться миром на пару метров вокруг и общаться в чате. Когда уже взрослого Джеймса все же находят и возвращают настоящим родителям, главным шоком для него становится то, что никто никогда не слышал про сериал о медведе Бригсби, который он смотрел всю свою жизнь, а значит и новой серии ему не видать. Хочешь сделать что-то хорошо - сделай это сам :) Фильм получился милый и трогательный, вполне в духе Бригсби. В принципе, тут доведена до абсурда ситуация, когда люди не просто не слышат друг друга, а упорно не пытаются. Родители не понимают, что для Джеймса этот медведь - единственная опора в резко изменившемся мире, а для них - лучший способ наладить с ним общение, и все пытаются вместо этого втянуть его в свою жизнь, совершенно не стараясь узнать его самого. И что странно, психолог почему-то их активно в этом поддерживает. Главный недостаток - это, пожалуй, мотивация похитителей. Не очень понятно, почему они просто не выдали Джеймса за своего сына официально.

Роальд Даль, Синемания, Джулиан Барнс, Эдгар Доктороу

Previous post Next post
Up