Aug 25, 2010 18:16
Есть в нашем культурном пространстве европейское фентези, есть славянское, есть японское, есть фентези каменного века... Все они основаны на сеттингах, достаточно хорошо знакомых нам из книг. Насколько те книги отражают реальность соответствущих стран и эпох, в данном случае не так уж важно, важнее другое - в большинстве они описывают сеттинг "изнутри", с точки зрения члена соответствующего ему общества. А вот слышали ли вы, например, об индейском, индусском, кавказском, среднеазиатском фентези? В принципе, сеттинги никак не менее колоритные, известно о них немало, так что, казалось бы, садись и пиши... а вот нет. Почему? Похоже, потому, что влезть в шкуру индейца или, скажем, средневекового киргиза куда сложней - не на что опереться. Я за свою жизнь читал одну-единственную книгу, написанную индейцем, а все остальное - Купер, Май, Лизелотта Вельскопф-Генрих... индейцы там вроде бы и есть, но показаны с точки зрения белых, а значит - как пусть даже дружественные, но все равно совершенно чуждые и малопонятные существа. Современный образ средневековых южноамериканских индейцев - вообще какая-то мрачная жуть, там уж точно о "влезании в шкуру" речь идти не может. С Индией сложнее - своя литература у нее, конечно, есть... а только большинству первым делом вспомнится кто? Разумеется, Киплинг и иже с ним. В результате индийцы тоже представляются нам достаточно "непрозрачными". Кавказ - аналогично, только вмсто Киплинга будет, наверное, Лермонтов, пусть "Мцыри" и написан от лица кавказца. Собственной литературы Кавказа мы - в массе - практически не знаем. О Средней Азии просто достаточно мало известно - ну, понятно, "Повесть о Ходже Насреддине", так и ту Соловьев написал, а послужившие для нее основой народные байки известны нам куда хуже... кому-то еще вспомнится Алдар-Косе, да и всё.
И так далее. Похоже, что и читателю, и автору фентези для того, чтобы чувствовать какую-то почву под ногами, требуется идентифицировать себя с кем-то из героев, и очень желательно - кем-то психологически понятным. А понятны представители знакомых культур, включая собственную. Кстати, любопытно, какую фентези пишут и читают в Индии или Казахстане и есть ли она там вообще...
У автора есть, правда, и иной путь - создавать несуществующую культуру с нуля, но создать полноценную культуру и убедительно ее изобразить - крайне тяжелая задача. Пожалуй, из известных мне авторов это удалось лишь двоим - Толкину и Фраю; последний, кажется, просто писал свою культуру с себя, благо сам - "ссыльный инопланетянин".
Правда, в эту схему не укладывается античность: эпоха известна широко и хорошо, причем "изнутри", но античного фентези как культурного явления, кажется, нет. Буду думать.
психологическое,
книги,
социологическое,
телеги