Многие знают чисто советский анекдот, когда пациент жалуется доктору на то, что слышит одно, а видит совсем другое. Ничего с тех пор не изменилось. Перманентное состояние когнитивного диссонанса из тоталитарного прошлого спокойно перекочевало в российскую действительность. Но дело не совсем в диссонансе, так как он бывает у здоровых людей.
Висит информационный щит, согласно которому проводятся реставрационные работы объекта культурного наследия по ул. Р. Люксембург, 50.
Прочитали. Нормальный западный человек обязательно должен поверить (или проверить, а в случае подтверждения поверить), раз написано - значит, правда. Но мы не немцы и не французы, мы хоть и прочитали, и… почти поверили, но выработанная за десятилетия внутренняя расщепленность толкает нас на поиск иной логики, иного смысла. К черту эту эмпирику! Нужно возвыситься над чувственными данными, и не только в переносном смысле. Я думаю, девятого этажа будет достаточно, чтобы мужественно встретиться с таким знакомым чувством внутреннего разлада, в полной мере ощутить оксюморон бытия.
(все фото сделаны 25.08.2010 г.)
Как ощущения?
Кстати, что произошло бы, если бы сначала мы увидели эти милые руины? Ответ ужасен - мы стали бы искать этот несчастный щит с кричащими буквами, что это реставрация, что это не снос, что все хорошо, что не надо очернять, что там наверху не могут сделать плохо, что это все враги и мировой заговор. Вместе с тем, другой половинкой своего сознания мы остались бы в первоначальной реальности. Мы не стали бы разрешать появившееся противоречие, мы не стали бы склеивать свои дольки сознания, потому что правда нам не нужна.
Если тот же немец увидел бы реальную картину, он четко сказал бы, что это не реставрация, а снос памятника. У нас же нет почвы, есть только полюсы. Противоречия, в которых мы живем отнюдь не диалектические, они просто иллюстрируют расщепление.
Власти в этой стране нечего опасаться, народ привык жить в двух реальностях, это видно невооруженным взглядом, куда бы мы ни направили свой взор. Достаточно предлагать обществу два варианта, мол, свобода лучше, чем несвобода, и тут же призывать быть готовыми выслушать от сотрудника ФСБ предупреждение. И власть очень кстати расщепилась, наверное, это облегчит восприятие её народом.
И последнее. Архитектура это отражение нашего внутреннего мира, проекция внутренней речи. Уничтожения, переделки, реконструкции памятников - все оттуда - от страха обрести для себя ценность, правду, внутренний стержень и… ответственность.