Собственно, снова к теме исторических поселений. Я изменил первоначальный вариант текста, уже подписанный и отправленный некоторыми депутатами. За это им спасибо. Но мне хотелось, чтобы обращение в защиту сохранения за Екатеринбургом и другими городами области статуса исторического поселения подписали известные деятели науки и культуры. В этом направлении я работаю.
Подготовил 2 варианта текста, первый эмоционален и теоретизирован, второй - более структурирован и понятен.
Кому интересно - прошу прочесть оба и проголосовать за понравившийся.
В принципе, если хотите подписать - копируйте, распечатывайте и отправляйте сами, можете вносить свои изменения в текст. Хотя я не советую пока отправлять, все-таки оба варианта нуждаются в редактировании и шлифовке, я этим ещё займусь, да и адресаты, возможно, выбраны неверно. В первом варианте - точно. Список исторических поселений будет утверждаться министерством культуры и минрегионом, поэтому, возможно туда сразу и стоит адресовать письмо.
Президенту РФ
Д.А. Медведеву
г. Москва, Кремль
Дмитрий Анатольевич!
Духовные послания прошлого не могут не иметь материальной основы. Смыслы находят свое выражение в предметах, идеальное воплощается в материальном. Культура как мир текстов является способом передачи социального опыта. Недвижимые объекты ушедших эпох - один из текстов, который необходимо уважать и беречь: для передачи опыта потомкам, для сохранения идентичности, для продолжения жизни.
В преамбуле Закона РФ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» № 73-ФЗ записано, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Ситуация в Екатеринбурге, где администрация города отводит под застройку земельные участки, на которых располагаются охраняемые государством памятники, а Правительство Свердловской области самостоятельно незаконно исключает объекты культурного наследия из реестра, где днем и ночью уничтожаются и повреждаются объекты культурного наследия, свидетельствует об обратном.
Уничтожение памятников является преступлением, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 243 УК РФ. Тем не менее, в нашем городе нет ни одного случая, когда это преступление повлекло бы за собой неотвратимость наказания для заказчиков или исполнителей.
Нынешнее массовое уничтожение исторических зданий сродни сжиганию на кострах книг - это варварство и фашизм. Стремление ко всему новому перерастает в категорический императив соответствия окружающей среды, социокультурного пространства неким современным стандартам, духу времени. Если что-то не соответствует, то подлежит переделке или уничтожению. Все это невыдавленные капли тоталитарного прошлого, результат убогости и отсталости мышления, духовной нищеты и рабства.
Органы государственной власти Российской Федерации, как и региональные и муниципальные власти, к сожалению, иногда тоже преподносят неприятные «сюрпризы».
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.01.2010 г. N 2 «Об утверждении Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны» Министерство культуры РФ совместно с Министерством регионального развития должно подготовить и утвердить перечень исторических поселений. На официальном сайте Министерства культуры весной этого года был размещен проект приказа «Об утверждении перечня исторических поселений». Перечень, прилагающийся к приказу, содержит всего 40 населенных мест. Из Свердловской области в него включен только г. Верхотурье.
Первоначально же список исторических поселений был утвержден в соответствии с Постановлением Государственного комитета Совета Министров РСФСР по делам строительства и коллегии Министерства культуры РСФСР № 36 от 31.07.1970 г. «Об утверждении списка городов и других населенных мест РСФСР, имеющих архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками национальной культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющие археологическую и историческую ценность». Список и включал в себя более сотни населенных пунктов, однако в Свердловской области статус исторического города получил только г. Верхотурье.
В соответствии с п.2 Решения Свердлоблисполкома № 446 от 25.11.88 г. был утвержден «Перечень городов, имеющих исторически сложившуюся застройку, на территории охранных зон которых устанавливается особый режим согласования нового строительства, сноса ветхого жилья, прокладки транспортных и инженерных коммуникаций». Перечень включал в себя следующие города: Свердловск, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Ирбит, Верхотурье, Невьянск, Камышлов, Алапаевск, Верхняя Салда, Нижняя Салда, Красноуфимск, Полевской, Туринск, Нижние Серги.
Постановлением Коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР, Президиума центрального совета ВООПиК 1990 г. «Об утверждении нового Списка исторических населенных мест РСФСР» список 1970 г. был дополнен и превысил 500 поселений. В новый список, помимо Верхотурья вошли ещё 9 городов Свердловской области: Свердловск (ныне Екатеринбург), Талица, Туринск, Камышлов, Красноуфимск, Ирбит, Алапаевск, Каменск-Уральский, Нижний Тагил.
В Федеральной целевой программе «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 г.)», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 815 от 26.11.2001 г., речь идет о 478 исторических городских поселениях на территории РФ. Все 10 исторических городов Свердловской области, в том числе Екатеринбург, попали под действие этой программы.
Мы полагаем, что в перечень исторических поселений должны быть включены как минимум все города Свердловской области, значившиеся в списке исторических населенных мест, утвержденном в 1990 г. Кроме того, считаем оправданным включение в данный перечень следующих городов: Невьянска, Верхней Салды, Нижней Салды, Нижних Серег, Полевского, Сысерти. Эти города несут на себе печать горнозаводской культуры 19 века, смыслы которой опредмечены в старинных объектах промышленности, принадлежащих ранее Турчаниновым, Демидовым, Соломирским и другим русским промышленникам и предпринимателям. Таким образом, включение перечисленных городов в перечень исторических поселений поможет сохранить уникальный дух Урала, который был озвучен в произведениях П.П. Бажова.
Особое внимание хотелось бы заострить на «Столице Урала». Екатеринбург, как и другие города области, имеет множество исторически ценных градоформирующих объектов, которые наряду с объектами культурного наследия образуют единый ансамбль, соединяющий современную культуру со смыслами ушедших эпох. Объекты городской исторической среды, так же как и памятники истории и культуры, являются свидетельствами эпох, источниками информации о том или ином периоде культуры. Наличие средовых объектов, прежде всего, способствует сохранению своеобычного пространства той или иной улицы, площади, всего города. Геометрия наводит мост к соответствующему времени, таким образом, в сознании реципиента воссоздаются подлинные хронотопы, цементирующие культурную память.
Исторические здания - средовые объекты, не включенные в реестр памятников истории и культуры, необходимы и для визуального восприятия непосредственно самих объектов культурного наследия в их аутентичной среде. Уничтожение незащищенных статусом исторического поселения средовых объектов будет способствовать застройке территории, примыкающей к памятникам, что ухудшит визуальное восприятие объектов культурного наследия, доступ к ним, внесет диссонанс в архитектурную среду. К тому же уничтожение средовых объектов, застройка прилегающей к памятникам территории обусловит уничтожение самих объектов культурного наследия.
Если Екатеринбург и другие города Свердловской области будет лишен статуса исторического поселения, то это обстоятельство, учитывая реалии нынешней градостроительной политики, вызовет необратимые последствия для уникального культурного ландшафта всего региона.
Мы не хотим, чтобы значительным сужением перечня исторических поселений были созданы дополнительные предпосылки для эскалации уничтожения культурного наследия.
Просим Вас отнестись с пониманием к нашей тревоге, рассчитываем на Вашу поддержку.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Модернизация, идея которой так горячо поддерживается государством, невозможна без культурного диалога, который базируется на признании права на существование различных идей, парадигм, мироощущений. Эти идеи овеществлены в самом широком круге предметов, в том числе в недвижимых объектах. Невозможно модернизировать страну по лекалу или шаблону, нужно дать ей раскрыться, высвободить весь её тысячелетний опыт, чтобы сконцентрировшись, диалектически перерабатывая весь массив своей памяти, она начала развиваться.
Председателю правительства РФ
В.В. Путину
г. Москва
Владимир Владимирович!
Постановлением Правительства РФ от 16.01.2010 г. N 2 было утверждено «Положение о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны».
Данный подзаконный акт является логичным шагом, сделанным в продолжение реализации норм и требований, изложенных в главе XII Закона РФ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» № 73-ФЗ. В данной главе вводится понятие исторического поселения, что, безусловно, является одним из важнейших достоинств федерального закона. Государственной охране в историческом поселении кроме памятников истории и культуры подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: а именно планировка, застройка, природный ландшафт, археологический слой, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие и т.д. Генеральные планы, проекты документации по планировке территории, градостроительные регламенты в историческом поселении подлежат согласованию с Росохранкультурой. Условием согласования является как раз обеспечение сохранности памятников истории и культуры и всех исторически ценных градоформирующих объектов. Само по себе Положение о порядке согласования очень важный и необходимый документ для сохранения культурного наследия.
Вместе с тем, есть некоторые детали, которые могут свести на нет все его плюсы. Согласно п. 2 вышеупомянутого Постановления Правительства Министерство культуры РФ совместно с Министерством регионального развития должно подготовить и утвердить перечень исторических поселений. На официальном сайте Министерства культуры весной этого года был размещен проект приказа «Об утверждении перечня исторических поселений». Перечень, прилагающийся к приказу, содержит всего 40 населенных пунктов. Из Свердловской области в него включен только г. Верхотурье.
Мы не согласны с таким чрезвычайно бедным вариантом перечня исторических поселений, считаем, что он не является подлинным отражением действительности. Очевидно, что авторы проекта явно не приняли в расчет предыдущий опыт формирования списков исторических поселений. Да и зачем было формировать новый список, если на сегодняшний день никто не отменял последний вариант, утвержденный в 1990 г.?
Самый первый список исторических поселений был утвержден в соответствии с Постановлением Государственного комитета Совета Министров РСФСР по делам строительства и коллегии Министерства культуры РСФСР № 36 от 31.07.1970 г. «Об утверждении списка городов и других населенных мест РСФСР, имеющих архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками национальной культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющие археологическую и историческую ценность». Список и включал в себя более сотни населенных пунктов.
Постановлением Коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР, Президиума центрального совета ВООПиК 1990 г. «Об утверждении нового Списка исторических населенных мест РСФСР» список 1970 г. был дополнен и превысил 500 поселений. В новый список, помимо Верхотурья вошли ещё 9 городов Свердловской области: Свердловск (ныне Екатеринбург), Талица, Туринск, Камышлов, Красноуфимск, Ирбит, Алапаевск, Каменск-Уральский, Нижний Тагил.
В Федеральной целевой программе «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 г.)», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 815 от 26.11.2001 г., речь идет о 478 исторических городских поселениях на территории РФ. Все 10 исторических городов Свердловской области, в том числе Екатеринбург, попали под действие этой программы. Фактически Постановление Правительства № 815 подтвердило легитимность списка 1990-го года. Тогда зачем изобретать новый перечень, тем самым, лишая множество городов и сел статуса исторического поселения?
Основываясь на вышеизложенном, мы полагаем, что в перечень исторических поселений должны быть включены как минимум все города Свердловской области, значившиеся в списке исторических населенных мест, утвержденном в 1990 г.
Кроме того, мы считаем оправданным включение в данный перечень следующих городов: Невьянска, Верхней Салды, Нижней Салды, Нижних Серег, Полевского, Сысерти. Основанием для включения этих городов является работа, которая была проделана ещё в Советское время местными органами власти по выявлению исторических поселений. Результатом этой работы стало утверждение в соответствии с п. 2 Решения Свердлоблисполкома № 446 от 25.11.88 г. «Переченя городов, имеющих исторически сложившуюся застройку, на территории охранных зон которых устанавливается особый режим согласования нового строительства, сноса ветхого жилья, прокладки транспортных и инженерных коммуникаций». Перечень включал в себя следующие города: Свердловск, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Ирбит, Верхотурье, Невьянск, Камышлов, Алапаевск, Верхняя Салда, Нижняя Салда, Красноуфимск, Полевской, Туринск, Нижние Серги.
Особое внимание хотелось бы заострить на «Столице Урала». Екатеринбург, как и другие города области, имеет множество исторически ценных градоформирующих объектов, которые наряду с объектами культурного наследия образуют единый ансамбль, соединяющий современную культуру со смыслами ушедших эпох.
Екатеринбург нуждается в сохранении объектов исторической застройки, не являющихся памятниками истории и культуры, по следующим причинам.
Во-первых, объекты городской исторической среды, так же как и памятники истории и культуры, являются подлинными свидетелями эпох, источниками информации о том или ином периоде культуры.
Во-вторых, исторические здания - средовые объекты, не включенные в реестр памятников истории и культуры, необходимы для визуального восприятия непосредственно самих объектов культурного наследия в их аутентичной среде. Как правило, все объекты исторической застройки расположены рядом с памятниками, находящимися под охраной государства. Если будут сноситься средовые объекты, а освободившиеся земельные участки будут застраиваться, то это ухудшит визуальное восприятие непосредственно самих объектов культурного наследия, внесет элементы диссонанса в архитектурную среду.
В-третьих, в результате застройки территории памятника будут созданы предпосылки для дальнейшего уничтожения самих объектов культурного наследия. Как показывает опыт, застройщики безнаказанно сносят памятники, расположенные на границах отведенных для строительства земельных участков.
Если Екатеринбург и другие города Свердловской области будет лишен статуса исторического поселения, то это обстоятельство, учитывая реалии нынешней градостроительной политики, вызовет необратимые последствия для уникального культурного ландшафта всего региона.
Просим Вас отнестись с пониманием к нашей тревоге, рассчитываем на Вашу поддержку.
Poll