Дом-слон

Jan 17, 2012 03:01

Я хочу привести один очень выпуклый пример реконструкции памятника истории и культуры. Выпуклый он потому, что при вроде бы (с обывательской точки зрения) незначительной реконструкции - надстроен всего лишь технический этаж - реконструкция кардинальным образом меняет сам памятник, существенно снижает его историко-культурное значение. По сути речь идет о повреждении объекта культурного наследия.
Привести я его хочу, чтобы показать, почему реконструкция вредна для памятника.

Встречаем. "Двухэтажный каменный жилой дом в стиле русского классицизма", улица Красноармейская, 57

Итак, было:




Фото 10-ти летней давности. Не мое.

Стало:










"Свежий" оконный проем, варварски устроенный в северном дворовом фасаде.



Такая вот новая кладка. Мрак.
Фото 16.01.2012 г.

Итак, в чем фишка здания.


Схема главного фасада (без аттика). Именно схема, не план, потому что рисовал, а не чертил на автокаде. Тем не менее, пропорции постарался воспроизвести максимально точно.
Что мы видим. Повсеместная реализация соотношения 1/2, например:
ширины и высоты оконных проемов второго этажа;
высоты оконного проема цоколя и окна второго этажа; 
высоты цоколя и высоты первого этажа; 
ширины крыла (любого)  и ширины ризалита;
высоты фасада и его длинны;
и т.д.
Да, кстати, очень много примеров соотношения 1/1, которое выполняет основную функцию ритмопостроения.
Далее.
Фасад делят по вертикали 5 оконных осей.
Кроме того, на три части фасад делит ризалит, который "для себя" "выхватывает" три оконные оси. Собственно, членение на три части осуществляется не ради достижения абстрактной симметриии, а для артикуляции последовательности и соотношений. Далее, чисто фантазия, не претендую на истинность.
Сандрики над оконными проемами ризалита подчеркивают их обособление от окон "крыльев".
Налицо соотношение 3/5: три окна ризалита (части) к пяти окнам этажа (целого). Но это не все.
Более имлицитны соотношения 5/8 и 8/13.
Вытягиваем все соотношения в последовательность.
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13 - это последовательность Фибоначчи, которая отсылает к "золотому сечению" - числу 0,618.
"Золотое сечение" "проговаривается" в сотношении окон ризалита (обоих этажей) к общему количеству окон - 6/10.
"Золотое сечение"  - это не какой-нибудь Египетский треуголник (3:4:5), это очень "природное" число. Не ожидали этого от классицизма с его корнелями и расинами, строгостью, чопорностью?))

Итак, данное здание в стиле русского классицизма как автомат Калашникова: каждый элемент находится на своем месте и связан с другими в систему. Любое изменение декомпенисрует систему, что мы, собственно, и наблюдаем после реконструкции. Чем система совершеннее, тем более губительными будут последствия вмешательства. Надстройка даже невысокого трехнического этажа превратила дом в уродца, в безобразие.  Знаете... я все-таки применю то слово, которое наболее подходит для описания того, что получилось. У...ище. Фотографии не передают того чувства дискомфорта, которое испытываешь при визуальном контакте.

Воплощая собой во многом природные соотношения и последовательности (объект культурного наследия как математическая форма накопленного знания о природе и сути вещей) в результате вмешательства превращается в свою противоположность - урода, ошибку природы, мутацию, не-знание. Полная дисфункция, мутация знака в симулякр.
Как это знакомо.

Минкультур-мультур, которое, скорее всего, согласовало это безобразие, сошлется на понятие "приспособление для современного использования". Сошлется ошибочно. В этом случае ещё и вот почему. Функционал и эстетика таких "породистых" зданий взаимоувязаны и практически неотделимы друг от друга. Эстетика вытекает из функционала и наоборот. Эстетика вообще есть привычка, выработанная веками. Человек эстетизирует любую среду, в которой живет. Пропорции и соотношения, которые функционально значимы, функционально обусловлены, постепенно эстетизируются. Никакой метафизики! Стилевые особенности классицизма распространяются не только на декор, но и на функционал, проявляющийся в объемно-планировочном решении. Так что прикрываться современным использованием - абсурд, ибо нам (в силу названия памятника) интересен смысловой слой, связанный с аутентичным функциональным использованием.

И в завершении о пропорциях. Коли они эстетизированы, значит они очеловечены. Взимодействие (любое) с ними вносит в жизнь человека комфорт и уверенность. Охрана памятников - это не вершина пирамиды Маслоу, это вся пирамида Маслоу.

Мы все с вами как-то должны остановить волну реконструкций.

реконструкция, деконструкция, министерство культуры и туризма СО, культурное наследие, повреждение объекта культурного наследия

Previous post Next post
Up