Горькая Горького

Dec 18, 2011 23:22


Прошелся по улице Горького.
Начнем с памятника истории и культуры, ул. "Доходный Дом" Малышева, 58/Горького, 37



Вид с запада, с противоположной стороны улицы Горького. Как видите, на памятнике проводятятся какие-то работы. Какие же?


Пока что только отдалбливают штукатурку.



По фото видно, что отдалбливают ломиком или чем-то подобным!



Раньше при изготовлении кирпичей нередко использовали  известь. Тем более её использовали при изготовлении скрепляющего раствора. В советскую эпоху же использовалась штукатурка на цементной основе. По дурости. Цемент очень не любит известь, поэтому часто просто рвет кирпич. Зачастую штукатурка на цементной основе отслаивается от стены вместе с кирпичом. Но если кирпич особенно хорош и прочен, то его нужно буквально срубать вместе со штукатуркой. Отчасти такие результаты работы объясняются именно этой причиной. Отчасти профессионализмом "реставраторов". Ну, какие они реставраторы? Как правило фирма с соответствующей лицензией нанимает фирму без лицензии, та, в свою очередь, находит на субподряд другую компанию. В конце цепочки оказываются вот такие бедные гости с юга. Винить одних только их глупо. Но и они ответственны за это безобразие, и это важно понимать.



Гастарбайтер. Работает на этом объекте. Заказчика работ не назвал, какая-то "женщина".
Самое "горькое" то, что, как сказал этот человек, внутри тоже все будут переделывать, все будут "снимать, убирать". Вместо этого там будет "монолит", "бетон". Вот как! Реконструкция?! Но это же незаконно! Впрочем, мы ведь не первый день в ЕКБ живем.

Следующий памятник: Особняк в стиле позднего классицизма, ул. Горького, 28


К классицизму отсылают строгие горизонтальное (тяги) и вертикальное (в данном случае - пилястры) членения, замковые камни над окнами первого этажа и..


архивольты над окнами второго этажа, ну и другие элементы. Венчает памятник ступенчатый аттик.

Интерьер выглядит хуже экстерьера:









Впрочем, не везде:








В основном квартиры в доме заселены гастарбайтерами из Кыргызстана. Эта снимается за 5 тыс. р. Воды нет. Газа нет.

А вот этот дом (ниже) по улице Горького, 32/4 муниципальные власти предлагали принять на государственную охрану. Необходимые документы в свое время были направлены в министерство культуры и туризма Свердловской области. Отгадайте, министерство начало процедуру включения здания в реестр памятников истории и культуры или нет?




Ниже два фото объекта культурного наследия "Доходный дом купца Чувильдина", Горького, 14. Уникальнейший памятник! Каких только художников он не вдохновлял! В основном их интересовал следующий ракурс: нужно встать с стороны юго-запада - так, чтобы выднелся немного южный фасад - чуть меньше, чем западный; встать нужно близко, примерно метрах в пяти. Не знаю, как остальным, но с этого ракурса дом выглядит таким увальнем, рубахой-парнем, переваливающим через забор, чтобы заключить тебя в дружеские объятия. Непередаваемые ощущения! Все работы художников, на мой взгляд, только подчеркивают это. Хотя, когда я был в мастерской Воловича, и сказал ему о своей догадке, то он в ответ только свел как-то неодобрительно брови. Чтож, каждый видит то, что хочет и может.
А что же сейчас с памятником?





Это корейцы. Они здесь живут.

А это наш старый знакомый. Двух его братьев снесли зимой этого года. Пока ещё стоит. Не памятник, в том смысле, что не охраняется государством. Но, тем не менее, представляет собой историко-культурную ценность.
Отгадайте, кто здесь живет?



Краткое резюме.
1. Первый рассмотренный случай представляет собой целый ряд типичных нарушений закона. Этим должна заниматься прокуратура и территориальное управление минкультуры РФ. 
2. По поводу памятников по Горького,14 и 28. Памятники постепенно разрушаются. Живут в них гастарбайтеры, охранных обязательств для них никто, разумеется, не оформлял. Дело даже не в охранных обязательствах. Дело в том, что памятники в неудовлетворительном состоянии и до этого никому - прежде все властям - нет дела!
Что нужно сделать. Часть квартир в обоих зданиях в мунициапльной собственности. Жильцов неприватизированных квартир муниципалитету будет легко отселить. Что касается приватизированных, то они должны выкупаться.
Сутью следующего этапа должен стать поиск нового и эффективного собственника или пользователя.
1. Аукцион. Муниципалитет, возможно, совместно с органами государственной власти Свердловской области (они наделены полномочиями по государственной охране объектов культурного наследия), продает с аукциона памятники, сразу после этого оформляются охранные обязательства с прописанными и очень конкретными сроками по проведению работ по сохранению памятников истории и культуры, а также прописанными санкциями в случае невыполнения требований охранного обязательства. Необходимо прописать, что в случае невыполнения в установленный срок работ по сохранению (ремонту и реставрации), министерство культуры и туризма обращается в суд с иском об изъятии памятника (есть такая процедура). Аукцион должен быть максимально прозрачен, в нем не должны участвовать только два участника, один из которых приходит только для того, чтобы посидеть.
2. Конкурс. Физические и юридические лица представляют собственные проекты использования памятников, отвечающие требованиям действующего законодательства, интересам муниципалитета, запросам общества. В конкурсе, разумеется, участвуют те, у кого нет денег, но кто хочет получить их в обмен на осуществление своего проекта. Это могут быть бюджетные учреждения культуры, образования, здравоохранения, а также общественные организации. Если, например, если краеведческий музей представит проект создания музея уральской одежды, и защитит его, то почему бы в этом случае не передать ему здание, выделить деньги на реставрацию? Конкурс должен быть максимально прозрачным. Власти должны создать условия, чтобы в нем участвовали сотни организаций, чтобы участвовать и побеждать было выгодно.
3. В конкурсе могут участвовать и частные организации с проектами коммерческого использования. В отличие от второго пункта в случае победы памятник передается в собственность. Зачем коммерсантам давать деньги налогоплательщиков? Ну, во-первых, давать не все деньги. Например, на паритетных началах. В случае победы бюджет выделяет 50 процентов оценочной стоимости работ по реставрации. Для того, чтобы было выгодно, победивший получает значительные и долгосрочные налоговые льготы. Во-вторых, давать надо, потому что цель всего этого - найти эффективного и рачительного собственника для объекта недвижимости, у которого масса обременений, и который, к тому же, не в совсем удовлетворительном состоянии. А это очень сложно.

Для меня более предпочтительный второй вариант.

Есть промежуточные, смешанные пути, все перечислять не буду, их - масса. Все осуществимо. Главное, чтобы была политическая воля. Губернатора, председателя правительства, министра культуры и туризма, мэра, заместителей мэра. Сейчас этой воли нет. Эта власть не умеет решать проблемы культурного наследия, над ней витает только одна идея - идея бабла. Я уже писал, что по улице Горького готовил целое заключение, направлял его в министерство, потом вместе с В.В. Шахриным, М.В. Сахаровой, М.П. Никулиной просил Бадаева о встрече. Бадаев от встречи отказался. Они даже разговаривать не хотят. Censured.

Что касается объектов , не являющихся памятниками (как, например, те, что на фото), то в отношении них могут быть применены такие же меры, как в п.п. 1,2,3. И лучше их тоже принять на государственную охрану. Не только исключительно ради них самих. Горького интересна тем, что пока что представляет собой единый ансамбль. Ансамблевость достигается а) общей высотой и этажностью; б) общим цветовым решением; в) общими стилевыми особенностями; г) единым фасадным фронтом. В формировании ансамблевости принимают участие как памятники, так и непамятники. Для  защиты последних, следовательно, для поддержания ансамблевости и необходимо принимать средовые объекты на охрану.

Марина Сахарова, В. Шахрин, министерство культуры и туризма СО, А.Ф. Бадаев, Улица Горького, минкультуры РФ

Previous post Next post
Up