1-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Если сказать, что я потрясен - значит ничего не сказать.
Переосмысление прошедшей эпохи индустриализации в контексте постмодерна и наоборот - возможности, предоставленные биеннале.
Главной площадкой мероприятия, растянувшегося на целый месяц, стал объект культурного наследия федерального значения "Здание типографии издательства "Уральский рабочий", построенное в 30-е годы прошлого века.
Биеннале была бы совершенно немыслима без этого аутентичного артефакта советского конструктивизма. Само здание (его интерьер, сохранивший даже старые плакаты советского прошлого) мультиплицировало смыслы выставки и наоборот. В итоге образовалась потрясающая атмосфера диалога культур - недавнего прошлого и настоящего. И этот диалог быстро переходил с внешней арены во внутренний план. Диалог культур как процесс раскрытия смыслов культур в их взаимодействии.
В последнее время со зданием происходят не очень хорошие вещи. Какие-то переделки, реконструкции, изменяющие его облик. Если все это продолжится, мы рискуем очень многое потерять.
Советскую индустриализацию - как теперь уже некий культурный слой - нужно непременно сохранить. Зачем? Ответ прост: мы жалкие продолжатели эпохи индустриализации 30-х годов и только тогда, когда мы взаимодействуем с предметами этой страницы нашей истории, нас посещает осознание этого факта, а значит и некая надежда на выздоровление. Многое из того «нового», что нам видится на улице, открывается в несколько ином свете - как репродуцируемая и тиражируемая реальность 30-х. Что, например?
Мне вспоминаются столбики на советских плакатах типа «Догоним и перегоним» - столбики графиков, иллюстрирующие добычу полезных ископаемых, выплавку стали и т.д. Сегодня эти столбики видоизменились и превратились в небоскребы. Небоскребы строятся у нас не столько из-за денег. Все не так просто. Видели бы вы глаза нашего бывшего губернатора Росселя, когда он говорил о «Екатеринбург-Сити»! Что поделаешь, глубинные ментальные структуры давали о себе знать. Российские небоскребы по своей морфологии и семантике есть переродившиеся столбики графиков советских плакатов. Внутренний трагизм столбиков скрыт сытой довольной маской аттракциона небоскребов. Или по-другому: сквозь кажущееся благополучие и пафос небоскребов проглядывает все та же жалкая сущность столбиков. Это примерно как в тех же
«Позитивах» Збигнева Либеры - переделанных знаменитых фотографиях трагических моментов новейшей истории.
Я все время говорил о том, что памятники нужны для того, чтобы прошлое было в настоящем. Но сегодня я вынужден сказать, что памятники нужны и для того, чтобы прошлое осталось в прошлом.
----------------------------------------
Завтра я опубликую обращение деятелей культуры и науки г. Екатеринбурга на имя председателя правительства РФ В.В. Путина.