ХЕЛЛОУИН - ВЫХОЛОЩЕННЫЙ ПРАЗДНИК ВЫМОГАТЕЛЬСТВА КОНФЕТ

Oct 31, 2013 14:13



Что значит этот празник на своей родине?
Большая часть праздников структурирует нашу жизнь, показывая начало новой вехи. В различных культурах эти вехи схожи. Практически у всех народов мы встречаем праздник начала лета, несущего благоприятные природные явления и его антагониста - зимы, несущей неблагоприятные явления. Это те метки, которые задают человеку структуру жизни, распорядок ежегодных работ.


В России мы празднуем: начало зимы, начало весны, лета, осени, начало тепла, начало холодов. Все эти природные явления как-то связаны с официальным календарём. Так природа дала человеку большинство праздников, не исключение и Хэллоуин - праздник, восходящий к традициям древних кельтов.

Кельты делили год на тёмную часть и светлую. Светлая - это лето, а тёмная - зима. Вслед за ночью всегда приходит день, и из ночи начинаются новые сутки. То же самое происходит и с годом: начинается с тёмного времени (вспомним, что в северных широтах день зимой очень короток и тускл, поэтому это не «темнота» иного мира, а самое обычное природное явление), а продолжается светлым. Тёмное время, как и новый год в календаре кельтов начинается с месяца Самайн (конец октября - начало ноября), который и считают истоком Хэллоуина. Так что это - ни что иное, как обычный новый год.

Чем можно объяснить его приход в Россию?

Россия всегда была частью Европейской цивилизации, оттого нередки и заимствования модных явлений. Моду я бы поставил на первое место среди причин заимствования этого праздника. И Хэллоуин будет до тех пор, пока у молодёжи будет считаться, что это модно и круто.

Соответственно, второе - это глобализационные процессы, ведущие к унификации экономик, что чаще всего благотворно сказывается на странах мира. Но у глобализации есть ещё одно побочное действие - унификация культур, когда в самобытные культуры легко вплетаются инородные элементы, заполняющие естественные лакуны. На этом фоне вполне понятно увлечение в массах и Хэллоуином, и Фэн-Шуем и прочими экзотическими штучками.

Третье - в России традиционно почти нет праздников, имеющих карнавальную сущность. А молодёжь, как известно, любит рядиться и веселиться, потому и перенимает всё, что сочтёт достаточно «прикольным». К сожалению, в русской культуре из карнавальных праздников кроме едва выжившей с языческих времён Масленицы ни чего не осталось. К тому же на масленицу ещё слишком холодно, а конец октября - вполне подходящее время, чтобы подурачиться. Да и дурачатся россияне вполне традиционно - если посмотрите на костюмы - там частенько мавки и купавки попадаются.

Есть ли в русской или в других культурах какие-то аналоги такого праздника?

Праздник Хэллоуин не укоренен в традиции в западной, католической церкви, и уж тем более в восточной. Оно и понятно, праздник-то языческий, связанный с началом нового цикла жизни, возрождения природы и надежды на продолжение жизни. Не мудрено, что средневековое Христианство, умервщлявшее плоть, не могло мириться с ним и всячески изживало. 62 правило Шестого Вселенского собора гласит в том числе: «…не производить смеха…», а Хеллоуин как раз смеётся над страхами.

Описание этого праздника появляется в старо-ирландской литературе, начиная с X века. Христианство дало кельтам новый календарь праздников, в нём старый кельтский новый год пришелся как раз на канун католического Дня всех святых. В таком виде было бы сложно не связать старый праздник с древними тёмными языческими силами, что христианские монахи и сделали. Хотя, стоит оговориться, точно так же происходит везде, где меняется религиозная основа у общества - хоть в Тибете, хоть в Америке, хоть на Руси - почитаемые образы старой религии становятся демонами новой. Посмотрите на славянские языческие праздники: постепенно подменилась суть и потом начали подзабываться и купальские праздники, став Ивановым днём, ушла коляда, подменившись святками - это то, что ещё помнится народом.

Так получилось, что День всех святых в католическом и православном мире празднуется в разное время, поэтому России есть «свой Хэллоуин» - неделя накануне Дня всех святых. В Православной традиции она предшествует первому воскресенью после Дня Святой Троицы (Пятидесятницы). И что же мы там видим? Окончательно просыпается природа, после долгой зимы начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день - зеленый. Спрашивается - зачем? Чтобы противопоставить этот праздник языческому. В Евгении Онегине Пушкин пишет:

В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…

Оплаканный пучок свежей травы - ни что иное, как языческий обряд призывания дождя, ожидание плодородия и благодати, дарованной предками. Тут же главный день поминовения усопших, ведь предки редко бывают живыми. Потому-то и выходят на первый план на троицыной неделе «мертвяки», всевозможные русалки, мавки-купавки, черти, лешие и прочая «нечисть». Чем вам не Хеллоуин?

В чём ценность этого праздника?

В современном мире хэллоуин - это не исходная форма праздника, это то, что получилось из него в ходе более чем тысячелетней эволюции. К тому же в России мы знаем его в основном из американской культурной традиции, вернее - из протестантской этической традиции. Ни чего не поделаешь, сейчас в массовой культуре Америка доминирует над миром. Отсюда и характеристики праздника: массовость, квазирелигиозность и карнавальность. А как я уже говорил, карнавалов нам как раз и не хватает.

Этот праздник учит не бояться страшного, знать, что над злом и трудностями можно посмеяться и победить их, что часто - это всего лишь маски, за которыми ничего нет. А это - то качество, которое сейчас очень нужно российскому обществу, погрязшему в своих проблемах и молодёжь это понимает, поэтому, на мой взгляд, праздник так быстро набирает популярность.

Как может языческий праздник уживаться с христинаским сознанием у русских, европейцев и американцев?

С одной стороны, касаться христианину языческого строжайше запрещено, например, 39 правило Лаодикийского собора гласит: «Не должно праздновать с язычниками, и приобщаться безбожию их», отсюда и отношение церкви к этому празднику. Но если Католическая церковь за тысячу лет научилась получать из него дивиденды на День всех святых, то Православие к этому не готово в силу различия традиций и потому, что свои «хэллоуины» оно давно ассимилировало.

С другой стороны, праздник дошел до наших дней полностью выхолощенным. В нём не осталось первоначальных календарных идей, так же в силу секуляризации, не осталось и религиозных. Что он сейчас из себя представляет? Вымогательство конфет и распевание песен. Ещё остались забавные маски и «Trick or treat», а также обычай устраивать массовые маскарады.

Для современного англоязычного мира этот праздник - то же самое, что и наш Старый новый год - в календаре нет, а все отмечают. За долгие века активного вмешательства Христианства его срастили с Днём всех святых. Они два дня антагониста: один - старый, языческий, тёмный, другой - новый, святой, чистый. Церковь активно противодействовала празднику, в результате Западной Европе появилось представление о том, что в этот день выходит нечистая сила, чтобы сражаться с христовой благодатью. Сравните ситуацию с нашими Колядками и Купальской неделей. В таком контексте, хочешь или не хочешь, сложится отрицательный образ у любого праздника, особенно если работать над его имиджем достаточно долго, а это делалось последние 12 столетий. В результате «ужасы» праздника настолько закошмарили население, что над ними стали смеяться, чтобы не заплакать.

Что касается России, то я отмечаю один существенный момент постсоветской эпохи - это копирование. Какое бы мероприятие мы не организовывали - получается отчётно-перевыборное собрание, какой бы праздник не проводили - получается новогодний утренник. Именно в такой форме Хэллоуин чаще всего и проводится в России. Отличает его только специфическая направленность костюмов.

По большому счёту, хэллоуин можно было бы заменить родными купальскими праздниками, но молодёжь у нас, в основном, организована и график современной жизни выкидывает этот праздник из нашего обихода. Молодёжь в школах, училищах, институтах, там же складываются дружеские коллективы. На лето, когда надо праздновать, выпадают каникулы в которые коллективы распадаются, а без друзей что за праздник? То же самое и с колядками, только к ним добавляется мороз и «квартирный вопрос», который, как известно, «испортил современного человека».

Можно ли провести параллель Хэллоуина с днем св. Валентина?

По этому поводу высказывалось в XIX веке ватиканское священноначалие, отмечая, что в народе особо крепки два праздника один - весенний, другой - осенний, но оба оргиастические. Если весенний носит неприкрыто амурный характер, то осенний - Хэллоуин - все больше сатанистский.

Оставим это предвзятое высказывание на совести католических клириков, тем более, что за последние сто лет мир очень далеко отошел от религии, став секулярным и более подверженным массовой культуре. Однако отметим суть: весенний праздник, соотнесшийся с днём св. Валентина, отражает начало весны, оживание природы, стремление к размножению, а осенний Хэллоуин - начало зимы, умирание природы, обращение к мёртвым для последующего возрождения. Это праздники - противоположности.

Похожие пары праздников рождения и умирания мы видим во многих религиях - человек следует природе и ни чего не нужно изобретать.

Почему совершенно чуждые культуре праздники так спокойно приживаются?

Да, в России Хэллоуин год от года становится популярнее. Во-первых, работает эффект массовой культуры. Что думают массовики-затейники? - «СМИ говорят, значит, нам тоже надо сделать». Во-вторых, из того набора праздников, которые у нас есть, что государственные, что религиозные - ни один из них не соответствует запросам и потребностям современной молодёжи. Она воспитана на телевизионных образах, которые всегда ярки, динамичны, эффектны и им хочется таких же праздников. Если посмотреть в календарь, то там нет таких праздников, в которые можно было бы смеяться, наряжаться и дурачиться. Государственные праздники (исключая Новый Год) - скучны, чаще всего подаются с редкостным занудством и заорганизованностью, потому молодёжь их не знает и, часто, знать не хочет. В-третьих, такие праздники поддерживают предприниматели: в каждом клубе тематические вечеринки, в магазинах костюмы всевозможной нечисти, в кафе и ресторанах яблоку негде упасть. Они хорошо понимают, что гуляющий «от души» тратит больше, нежели в рамках «бюджетной» пьянки в официальный праздник. А в последнее время наметилась такая тенденция, что государственные праздники перестали организованно отмечать застольем - а это для России - очень плохой признак.

О Православных церковных праздниках я говорить не буду, поскольку в современном обществе (речь о том большинстве, которое считает себя православными, но которые не воцерковлены) они имеют совсем иное значение, нежели то, которое в них закладывает церковь. Кроме того, в силу работы СМИ, они, на мой взгляд, оказались менее узнаваемы, по сравнению с наиболее яркими праздниками Ислама, а в нашем регионе ещё и Буддизма. По моим наблюдениям, читинским студентам Курбан-байрам гораздо известнее соседствующего с ним в календаре Покрова Пресвятыя Богородицы.

В заключении хотелось бы сказать, что можно было бы обратить внимание на неиспользованный потенциал Древлеправославного новолетия, который приходится сейчас на 14 сентября, а так же ещё более древний общеславянский новый год в марте. Можно придумать новые красочные праздники, чтобы разбавить серость будней. Ведь душа человека всегда ищет праздника и приключений. Если их нет - она их для себя придумывает.

А. Г. Букин
к. филос. н., директор международного научно-образовательного центра исследований в области этнологии и антропологии,
доцент кафедры философии ЗабГУ.

Полная версия.
В сокращенном виде интервью опубликовано ИА "Забинфо" 31.10.2013

Мнения, Праздник, Религия, Забавно, Статьи, Этно

Previous post Next post
Up