Что написано пером - не сгорит

May 21, 2013 17:39



1150 лет славянской письменности

Пришедшее к нам из булгаковского романа «Мастер и Маргарита» изречение, что «рукописи не горят», вероятно, переживёт все известные и малоизвестные писания человечества, созданные им на протяжении тысячелетий.





Существует версия, что, первоначальная рукопись «Слова о полку Игореве» не сохранилась. Было несколько поколений переписчиков. Возможно, каждый вносил свое. Единственный известный нам, но тоже не дошедший до наших дней список поэмы, относящийся предположительно к ХV-ХVI веку, обнаружил известный собиратель древних рукописей граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин в 80-х годах ХVIII столетия. Считается, что та единственная рукопись сгорела в огне пожара Москвы во время нашествия Наполеона.

И тоже вопрос: сгорела ли? Рассказ о том, что рукопись сгорела, своего рода миф, слух, возможно, запущенный самим Мусиным-Пушкиным. Создается впечатление, что Мусину-Пушкину было по каким-то причинам нужно, чтобы рукопись «Слова» исчезла, причем именно после ее публикации в 1800 году. При этом не следует считать, что рукописи вообще не было или, что она была подделкой. Просто для Мусина-Пушкина, этого в своем роде выдающегося исследователя русских древностей, могли существовать и иные, пока неизвестные мотивы и причины, по которым подлиннику «Слова» лучше было не «светиться».

Так или иначе, но вероятность того, что одна из древнейших рукописей, являющих собой не только высокохудожественное произведение, но и исторический документ все-таки могла сгореть, существует.



Обнадёживает лишь то, что в подлинниках или копиях до нас дошли отдельные летописи, позволившие человечеству соединить цепочки определённых событий, создать картину общественного бытия людей, их образа жизни, культуры. Одной из таковых является «Повесть временных лет» (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись»), наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Он известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными киевскими переписчиками.

В 2013 году исполняется 900 лет первоначальному варианту летописного свода «Повесть временных лет». Своё название летопись получила от её первых строк писания. И далее следуют строки о том, откуда Русская земля пошла и есть, и кто на ней первым княжить начал. Звучит грустно в контексте того, что речь идёт о Киевской Руси, неожиданно ставшей для русского народа заграницей.



Ещё одно совершенно удивительное историческое писание в этом году отмечает своё 900-летие. На нём хотелось бы остановиться подробнее, потому что оно заслуживает внимания с точки зрения управления рычагами государственной экономики. Хочется посоветовать нашим сегодняшним российским руководителям внимательно прочесть «Устав» Владимира Мономаха.

Он был создан в ответ на восстание 1113 г., возникшее по причине социального неравенства, а также обострения многих вопросов в отношениях между разными слоями населения древней Руси. «Устав» Владимира Всеволодовича считается новой «Русской правдой» того времени. В соответствии с ним расчеты за полученный долг стали другими. Если человек, взявший долг, оплатит в виде процентов его сумму, то он был обязан возвратить и сам долг, но если проценты в полтора раза были больше суммы долга, то он автоматически погашался. Отныне запрещено было брать более 20% годовых за предоставленный долг.

Эти положения «Устава» освободили от денежной зависимости многих должников, ограни¬чили произвол ростовщиков. «Устав» содержал новые положения об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов. Так четко определялись источники холопства: самопродажа в холопство, превращение в холопа человека, женившего¬ся без соответствующего договора на холопке, а также поступление на службу к господину в качестве тиуна без особо оговоренной в этом случае свободы. Холопом становился и сбежавший от господина закуп. В случае если он уходил в поисках денег, чтобы отдать долг, то в этом случае его нельзя было превращать в холопа. Во всех остальных случаях попытки холопить свободных людей пресекались, что было безусловно прогрессивным правилом для того времени. По существу, именно благодаря «Уставу», Мономах выступил в истории Руси как пер¬вый действительно серьёзный реформатор. Он смог ликвидировать наиболее от¬кровенные проблемы складывающегося строя.

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности». Столицей праздника каждый год становился какой-нибудь новый населенный пункт России. В 2002 году столицей таких «Дней» был наш Новосибирск.



В рамках этого праздника было проведено огромное количество мероприятий на территории города и области. Это были Кирилло-Мефодиевские чтения; крестный ход, организованный Новосибирской епархией; Межрегиональный фольклорный фестиваль «На Кирилла и Мефодия» с участием творческих коллективов; литературный конкурс «Души прекрасные порывы»; праздничный концерт «Звоны России»; многочисленные выставки; тематические уроки и многое другое.

Щедрина Л.В.,
библиотекарь

Лариса Владимировна, интересные факты, праздник

Previous post Next post
Up