Задача целенаправленно формировать информационную культуру молодого поколения всегда стояла перед библиотекой.
Исследователи отмечают: в настоящее время формируется поколение, обладающее невербальным мышлением, что ведёт к возникновению массы вопросов: Нужна ли библиотека современной молодёжи? Что и как нужно читать? Нужно ли читать вообще? И читать ли классическую литературу?
Что касается чтения, то, как показали результаты опроса, молодежь любит читать, но не любит посещать библиотеки, объясняя это занятостью и тем, что всю необходимую информацию можно найти в Интернете. И всё-таки читатели, ориентированные на печатные материалы, - самая большая традиционная группа пользователей библиотеки. Вариант комплексного использования библиотеки для юношеской аудитории - самый оптимальный. В медиатеках предпочитают бывать те, кто ориентирован на новые технологии, мультимедиа, компьютерные игровые программы. Книги предпочитаются для работы над домашним заданием, видеофильмы - для отдыха, компьютерные игры - для развлечения. Среди молодых читателей выделяется группа реальных и потенциальных пользователей Интернета. Сюда относятся те, кто хочет пользоваться им в ближайшее время, а также те, кто уже путешествует по Сети. Существует уже и группа Интернет-зависимых, кто слишком погружен в Интернет. Сегодня у нас есть возможность работы и с виртуальными пользователями библиотеки.
Чтение - это всегда процесс принятия решений, многосоставной и многоуровневый. Сегодня на первый план выдвигается творческое чтение, которое требует осмысления полученной информации, её интерпретации, оценки и создания собственных смыслов.
Поддержка чтения - важное направление деятельности библиотеки. Как процесс оно включает в себя оказание содействия, помощи в продвижении книги и чтения. Современные технологии - от элементарной рекомендации-совета до сложных форм медийной поддержки. Продвижение чтения может быть в разных формах: обучение, внушение, реклама, рекомендация. Молодые библиотекари очень часто в своей работе используют такую форму работы, как социальный ролик. Образ библиотеки, идущей в ногу со временем, у молодёжи неизменно связывается с Интернетом, поэтому Областной юношеской созданы группы в социальных сетях- «Facebook», «В контакте», свой блог «Буки-в-руки». Распространена такая форма взаимодействия между читателем и библиотекой, как букроссинг. Читатели могут воспользоваться услугами библиотеки: получить виртуальную справку в режиме ICQ, познакомиться с виртуальной выставкой. Наша библиотека является замечательной площадкой для творческой молодёжи: 11 молодёжных клубов дают возможность молодым людям реализовывать себя. Интересные акции, массовые мероприятия также способствуют привлечению читателей.
Для продвижения чтения среди юношества «Гильдия молодых библиотекарей» планирует провести форум на сайте «Классика сегодня: книга или фильм?»
А каково отношение у современной молодёжи к произведениям классики, мы уже выяснили. Читателям предлагалось продолжить предложение: Классическая литература - это… Ответы нас воодушевляют:
- «Математика для мозга».
- Книги, которые следует читать по зову души, а не по школьной программе.
- Неотъемлемая часть духовного развития человека.
- Классика не устареет, потому что человеческие чувства остаются неизменными.
--Классическая литература на любителя.
Нет, рано подписывать приговор библиотеке. А вот, какой ей быть в будущем, это зависит от нас с вами.
Рахимчанова Я.С., президент РОО «Гильдия молодых библиотекарей»