Так в этом году сложилось, что я, хоть и в жюри этого детского фестиваля, ни на половину второго, ни на третий тур попасть не смог. Поэтому много интересного, конешно, потерял. И только едва гала-концерт ухватил.
Зато уже после окончания фестиваля мне достался диск с записью всего второго тура - "микрофонной практики". На нём 160 песен. В обычной жизни вся эта масса выслушивается за два дня, с утра до ночи, почти без перерыва - и после этого жюри что-то там отбирает на третий тур. Я на такое плохо способен, к сожалению, у меня мозг ломается на пятом часу, а потом ничего вспомнить не может.
Но теперь у меня был диск и неограниченное время. И хотя это уже никакого смысла для фестиваля не имело, я этот диск с удовольствием и расстановкой отслушал и наотбирал для себя массу всего занимательного.
Теперь могу поделиться своим выбором - прекрасного и ужасного.
Исполнители:
Алексеева Наталья "Качели" (В.Матвеева)
Глубокая благодарность за исполнение. Я эту песню наконец-то расслышал. И понял, про что она. До этих пор все известные мне варианты были исключительно акробатическими этюдами на грифе в погоне за количеством нот на единицу времени.
Кауркина Екатерина "Крылышки" (Л.Тараканова, М.Либерман)
Вот оно - правильное исполнение песни моего детства, которую я всю жизнь
пел неправильно.
Широкова Мария "Здравствуйте, люди" (Ю.Гарин)
Чем-то оно ухватило меня. Какая-то притягивающая энергия тут есть. Даже несмотря на расстроенную гитару.
Чулина Наталия "Светлячок" (С.Крылов, Л.Белостоцкая)
Очень уж пронзительная женская лирика, а спето правильно. Прямо прошибло.
Волков Александр "Три минуты тишины" (Ю.Визбор)
Ленивая-ленивая босса-нова - и это так необычно прорастает из знакомой с детства песни. Уж не рука ли зловещего мирового Ланкина тут прослеживается :)
Ремизовская Ксения "Лунная песня" (Р.Чебыкин)
Ростик много чего понаписал, а поют у него именно эту песню. И я в том числе (только у меня своя версия третьего куплета). Песня уж больно хорошая и спето славно.
Отдельная подборка
"Дети поют 32-е Августа". И ведь неплохо у них получается, молодцы. Пойду, песок из себя на дворе посыплю.
Дуэты:
Довольно много было пар, просто поющих вместе. Это невеликое умение. А вот настоящих дуэтов - где голоса не просто совпадают, а помогают и чувствуют друг друга - всего два.
Фёдорова Виктория и Иван Скотников "Второе послевоенное танго" (Б.Окуджава, С.Никитин)
Вот никакой трагедии здесь и нет. И слава Богу, так и хорошо.
Минубаева Лилия и Иванов Павел "Пирога" (А.Киреев)
Уж на что я этого замусоленного Киреева терпеть не могу - а тут заслушался. Красота чистая.
Ансамбли:
Про ансамбли я вообще ничего не могу сказать, так как мне до сих пор неведомо, на кой ляд они нужны. По-моему, у них не столько музыкальная функция, сколько общеобразовательная. Или психотерапевтическая. Оценивать их я могу исключительно со сценической точки зрения - а их для этого надо видеть.
Композиторы:
Только одна песня мне показалась интересной.
Павлова Ирина "Колыбельная ночи" (А.Бельский, И.Павлова)
Вполне могло бы звучать в заставке "Спокойной ночи, малыши". Чётко и ясно простроено по всем законам.
Авторы:
Добрались до самого интересного - довольно необычные авторы у нас в этом году. Мне приглянулись двое. По-моему, никакой связи с классической АП.
Саевская Анна "Бронзовый город" (автор)
Блинова Елизавета "Воздух" (автор)
Альтернативные авторские песни:
Оценивайте сами. Привожу анонимно. Была у меня мысль разобрать эти произведения по строчкам, не упуская ни одного восхитительного перла, но жалко времени. В деле преподавания АП это может пригодиться как лабораторный материал.
"День учителя" (и слова и музыка)
"Моя Россия" (и слова и музыка)
"Олень" (И.Тобольский)
Здесь, насколько я могу судить - только исполнение. И ведь кто-то написал на это музыку, превратив и без того не лучшие стихи пожилого советского поэта в какой-то смех и грех.
Теперь ещё несколько слов по теме. На гала-концерте Дим Палыч Соколов передал мне свои заметки-тезисы по этому фестивалю. Там много технических пунктов, связанных с "кухней", но есть несколько довольно важных общих замечаний - чего не хватает ДетФесту. Я с ними полностью согласен,
сам их вынашивал.
1. Нужна расширенная информация по клубам, группам и коллективам. На ДетФест с улицы почти не приходят, любой участник представляет какое-то "творческое гнездо". Но в процессе фестиваля участники могут услышать про друг друга разве только название - откуда кто пришёл. А как правило, названия эти ничего никому не говорят. Это неправильно. Нужно (если не страница на сайте) что-то вроде буклета, где было бы популярно написано про все студии, школьные кружки, досуговые центры и т.п., к которым относятся участники третьего тура. С фотографиями, текстами, адресами и регалиями - вот просто для раздачи всем желающим. Вдруг кто-то из зрителей захочет попасть в какой-нибудь клуб, восхитившись, как там поют. Материалы для подобного буклета надо собирать уже на стадии подачи заявки, и тогда у каждой "школы" будет своё запоминающееся лицо.
2. Очень нужна увязка ДетФеста в единую систему фестивалей - Слёт гитарных школ, "ПойМай", "Зимородок", "Журавлиная родина", Летняя Верхневолжская Школа, Межвузовский "Фестос" и др. Таким образом, чтобы однажды удачно спевший на ДетФесте участник не пропадал бы на год, а получал приглашение съездить туда, туда и сюда. Со смыслом. Ну или как минимум, чтобы каждому участнику досталось бы в руки точное расписание всех фестивалей с контактами и условиями участия. Это же очевидно и просто - но почему-то так не происходит.
3. Имеет смысл в рамках фестиваля сделать концерт "мастера-детям". Чтобы можно было не циклиться на Окуджаве-Городницком-Визборе и прочих великих, но замшелых столпах. Есть огромное количество прекрасных новых песен, которые бы отлично пелись детьми - кабы они про них знали. Про это я уже, впрочем, писал.
Ну вот, для себя тему закрыл. Хороший фестиваль в этом году.
Update: а вот и
весь диск выложен! Update2:
http://mdufap.narod.ru/ Update3:
Названия песен.