За книжки всякие, Иванова, в частности.

Jul 25, 2007 13:07

Писателю Алексею Иванову надо теперь очень постараться, чтобы его книги перестали покупать. Но он трудолюбив и упорен.
Это я про его свежую книгу - роман "Блуда и Мудо"; я тоже трудолюбив - и поэтому дочитал её до конца, старательно фильтруя потоки удивительной мутоты. В остатке - несколько ярких характеров и вычурный каркас сюжетного мировоззрения, похожий на современное абстрактное искусство - палочки-подпорочки, всё подвязано шнурками и весело скрипит на логическом ветру. Чего ради было размахивать такой бумажный объём, непонятно.
У меня такое подозрение, что Иванов всю жизнь мечтал писать жосткую городскую прозу, пронзающую душу всякого горожанина до полного катарсиса. Ни фига у него всю жизнь и не получалось, так он и сяк пробовал в разные стороны - и разве что неожиданно "Географ" всплыл и засветился на горизонте печального моря. Да, он удачен и непохож ни на что - но Иванов всё равно загрустил, почуяв, что выше "Географа" ему уже не прыгнуть. И прочно забил на всякое писательство надолго.
Я понятия не имею об истинном положении вещей - просто пытаюсь представить себе, как могли развиваться события, ибо Иванов - несмотря ни на что - мне крайне интересен.
Но время шло, Иванов занимался своим любимым краеведением, и - поскольку всё-таки писатель - что-то там набрасывал себе, описывая дела минувших дней. Как обычно это и происходит, этих набросков накопилась критическая масса, и они сами собой запросились в единую книгу. Иванов особо не сопротивлялся - сложил их воедино, накрепко прошил несколько раз толстой дратвой сюжета и... стал в одночасье знаменит на всю страну. Потому что у него получилось "Сердце Пармы" - а эта одна из книг, от которых зависит вращение Земли, как минимум. И "Золото бунта" у него тоже получилось, несмотря на то, что детектив.
Как так вышло - совершенно непонятно, такое ощущение, что писали два разных человека. Ну или у него два принципиально разных стиля - можно назвать их "географ" и "парма". Первый стиль - это то, что Иванов насобирал по жизни, глядя вокруг себя, конкретно по личному опыту; а второй - полностью визионерский - идёт изнутри. "Географ" строится на тонкостях отношений между людьми, сюжет растёт травой и крохотными подвижками в глубинных переживаниях. "Парма" же идёт от мощных визуальных образов, будто готовая раскадровка фильма, а уж сюжет там подобен американской секвойе какой-нибудь по своей эпической силе.
Такой вот парадокс. И вот, после победных фанфар стиля "парма" Иванов, видимо, решил, что пора развернуться в свою любимую стезю на хорошей скорости. И устроил привычный хоровод из блядей, ментов и маргиналов - с тонкими переживаниями. Как мне жаль этого - просто не передать. Что ж, буду ждать дальше - а прежде чем сметать ивановскую книгу с прилавка, теперь, по крайней мере, хоть полистаю.

книги

Previous post Next post
Up