По мнению Штефана Шульмайстера, эксперта венского Института экономических исследований, мировая финансовая система, основанная на долларе США, могла эффективно существовать только в условиях «реального капитализма». То есть в условиях, когда стоимость компаний зависит от их реальной экономической деятельности, а не от спекуляций на рынках. Это и привело к экономическому чуду в период 1950-1960 годов. Система была эффективной, пока золотые запасы США могли обеспечивать возможность обмена долларов, оборачивающихся в мире, на золото. Но к середине 60-х годов долларовые резервы центральных банков основных стран мира выросли до величины золотого запаса Соединенных Штатов. Возникло недоверие к доллару, которое усилилось, когда США втянулись в войну во Вьетнаме.
Сначала Франция, а потом ФРГ, Канада, Япония и другие страны потребовали поменять скопившиеся у них доллары на золото. Вследствие этого золотой запас США быстро уменьшился в два раза. В 1968 году американцы впервые ограничили обмен долларов на золото внутри страны, а в 1971-ом вообще прекратили конвертацию доллара в золото по официальному курсу для центральных банков других стран. Была проведена девальвация доллара по отношению к золоту и официальная цена благородного металла выросла, а вскоре - в 1973 году на конференции на Ямайке - курсы валют перестали быть фиксированными. С тех пор они изменяются под воздействием спроса и предложения.
Так возникла новая финансовая система, которую экономист Штефан Шульмайстер называет финансовым капитализмом. Он характеризуется скачками обменных валютных курсов, нестабильностью процентных ставок, взлетами и обвалами биржевых цен. Спекуляции на бирже ведут к росту цен и побуждают самих предпринимателей больше спекулировать, нежели инвестировать в развитие производства.
С тех пор международная финансовая система стала мало связана с реальной экономикой. Эмиссия денег в ней зависит не от реальной экономической ситуации в стране, а только от объёмов кредитов, выдаваемых частными банками. Поскольку все валютные операции производятся электронным путем, объем и скорость спекуляций приобрели небывалый размах. Только 5% валютных операций как-то связаны с реальным товарообменом, а 95% - спекулятивные сделки.
«Сейчас необходима политика, способствующая повышению предпринимательской активности, а не спекуляциям. Однако последние 30 лет происходит совершенно обратное» - говорит Штефан Шульмайстер.
В интервью одному из авторитетных немецких еженедельников бывший глава МВФ Мишель Камдессю отмечает, что финансовая архитектура мира требует существенной перестройки и создания эффективного стабилизирующего механизма, поскольку обменные курсы валют сейчас никак не соответствуют мировой экономической ситуации.
Вопрос в том, как должен работать и выглядеть этот механизм. И пока ничего лучшего не предлагается, приходится жить с долларом. Но, по мнению Председателя КНР Ху Цзиньтао, доллар не может быть ключевой валютой вечно. Это пережиток прошлого, сказал китайский лидер перед встречей с президентом США Обамой в январе 2011 года. Однако пока никто не знает, что могло бы придти на смену доллару. А потому многие эксперты считают пока все эти дискуссии абсолютно бессмысленными.
По материалам «DW»
***
ИМХО
Дискуссии по замене доллара, как мировой резервной валюты, не бессмысленны. Необходимы наработки в этом плане, ибо нельзя исключить такого развития ситуации, когда доллар США просто не сможет далее выполнять роль ценностного эквивалента, вне зависимости от того, хочет это кто-то или нет.
Потребность в перестройке мировой финансовой системы, о которой весьма дипломатично и обтекаемо говорят Штефан Шульмайстер и Мишель Комдюссю, пока довольно эффективно блокируется мировой финансовой элитой. Похоже, что эти ребята готовы утащить за собой на дно всю мировую экономику, принеся её на алтарь в виде жертвенного агнеца «Золотому тельцу»…