Сейчас рынок стал особенно восприимчив к резкой коррекции. Об этом говорит американский экономист и юрист Джим Рикардс.
В связи с этим, стоит рассмотреть имеющиеся доказательства существования "пузырей" на рынке. И предпочтительным параметром для такой оценки является коэффициент CAPE, который в своё время был введен экономистом, лауреатом Нобелевской премии Робертом Шиллером из Йельского университета.
Соответственно, нами был проанализирован CAPE с 1870 по 2017 год, что позволяет сделать сразу два вывода:
Сегодня CAPE находится на том же уровне, что и в 1929 году перед катастрофой, которая привела к Великой депрессии в США. Во-вторых, сегодня CAPE выше, чем перед острой стадией кризиса в 2008 году.
Учитывая реверсные цены на акции, этот коэффициент делает штормовые предупреждения, даже притом, что пока мы не можем точно знать, где и когда ураган обрушится на берег. И свой анализ стоит начать с того, чтобы дать определение двум типам "пузырей" - нарративный и кредитный.
Первый тип "пузыря" основан на новой парадигме, которая оправдывает отказ от традиционных показателей оценки. Один из известных примеров подобного типа "пузыря" - "пузырь" доткомов конца 1990-х гг. Инвесторы повысили цены акций без учета прибыли, коэффициентов PE, прибыли, дисконтированных денежных потоков или здоровых баллансов. В 2000 году "пузырь" доткомов лопнул. NASDAQ упал с более чем 5 тысяч до примерно 2 тысяч, и на то, чтобы вернуть утраченные позиции и достичь новые максимумы, ушло 16 лет.
У кредитного "пузыря" динамика иная. Если профессиональные инвесторы и могут занимать деньги под 3%, инвестируя в акции, зарабатывая 5%, и леверидж 3-в-1, они могут получить прибыль в 6% от акций плюс здоровые доходы от прироста капитала, который может увеличить общий доход до 10% или выше.
Кредитные "пузыри" не нуждаются в хорошей истории. Им нужны лишь "легкие деньги". Нарративный "пузырь" лопнет сразу, как только изменится история.
Кредитный пузырь лопнет, когда иссякнет кредит. ФРС не будет повышать процентные ставки, просто чтобы раздуть "пузырь": они скорее избавятся от беспорядков, после того как попытаются угадать, когда появится "пузырь". Но ФРС, скорее всего, повысит ставки по другим причинам, в том числе по причине иллюзорной кривой Филлипса, которая предполагает компромисс между низкой безработицей и высокой инфляцией, валютными войнами, инфляцией или уходом от нуля, связанного со следующей рецессией. А более высокие ставки могут привести к разрыву кредитного "пузыря".
Другой основной причиной разрыва кредитных "пузырей" является рост кредитных потерь. Более высокие кредитные потери могут возникнуть при "мусорных" облигациях (1989 г.), на развивающихся рынках (1998 г.) или в коммерческой недвижимости (2008 г.). Крах кредита в одном секторе приводит к ужесточению условий кредитования во всех секторах, к рецессиям и корректировкам на фондовом рынке.
Сейчас мы, скорее всего, наблюдаем именно кредитный "пузырь". В настоящий момент нет истории наподобие истории доткомов. Инвесторы смотрят на традиционные оценочные показатели, а не на их заменители, содержащиеся в корпоративных пресс-релизах и исследованиях Уолл-стрит.
Но даже традиционные оценочные показатели могут развернуться на 180 градусов, когда кран, открывающий поток кредита, будет перекрыт.
Милтон Фридман однажды заявил, что денежно-кредитная политика действует с запозданием. ФРС преследовала политику легких денег с нулевыми ставками с 2008 по 2015 гг. и с аномально низкими ставками после этого. И теперь проявились последствия. В дополнение к нулевым или низким ставкам ФРС напечатала почти 4 триллиона долларов новых денег в рамках своих программ QE.
Инфляция не проявилась в потребительских ценах, но она сказалась на ценах активов. Акции, облигации, сырьевые товары и недвижимость - все летают над океаном маржинальных кредитов, студенческих кредитов, автокредитов, кредитных карт, ипотечных кредитов и их деривативов.
В марте ФРС решила снова поднять процентные ставки при новом председателе Джероме Пауэлле. Кроме того, ФРС проводит QE в обратном направлении, сокращая свой баланс и снижая базовую денежную массу. Это называется количественным ужесточением, или QT.
Условия кредитования уже начинают влиять на реальную экономику. Стремительно растут потери по студенческим кредитам, что мешает формированию домохозяйств и географической мобильности недавних выпускников. Растут также потери и по автокредитам, которые ограничивают продажи новых автомобилей. Наряду с этими потерями давление создаст и ситуация с ипотечными кредитами и кредитными картами. Так что скоро стоит ждать рецессию...
Фондовый рынок готовится к корректировке наряду с ростом кредитных потерь и ужесточением условий кредитования. Никто точно не знает, когда это произойдет, но сейчас настало время готовиться. Как только рынок пройдет через корректировку, действовать будет уже слишком поздно.
***
ИМХО
Официальные лица и придворные экономисты в своих речах, рассчитанных на «массового потребителя», стараются обходить молчанием наличие тревожных сигналов, которые всё более явно указывают на грядущее очередное обострение мирового кризиса, который берет своё начало аж в 2008 году.
Нам рассказывают, на сколько процентов вырастет экономика той или иной страны в наступившем году, каким будет курс той или иной валюты и… о том, что всё должно быть хорошо ))). Хотя, уже понятно, что хорошо не будет и 2018-2019 годы могут стать более сложными, чем 2008-2009 кризисные годы.