Генеральный директор BullionStar Торгни Перссон и аналитик в сфере драгоценных металлов Ронан Мэнли ответили на вопросы, которые касаются того, как на современном рынке определяется цена золота…
Вопрос: Международная цена на золото постоянно приводится в финансовых СМИ наряду с другими важнейшими финансовыми индикаторами. Что представляет собой международная цена на золото?
Обычно под международной ценой на золото понимают цену в американских долларах за тройскую унцию на 24-часовом глобальном оптовом рынке золота (XAU/USD). Золото торгуется по всему миру непрерывно в течение деловой недели, создавая континуум котировок международной цены. Иногда под международной ценой на золото также могут понимать эталонную цену LBMA Gold Price, определяемую во время ежедневных лондонских аукционов (LBMA - это Лондонская ассоциация участников рынка драгоценных металлов).
Вопрос: Откуда берется эта международная цена на золото?
Последние исследования показали, что цена на золото диктуется торговлей на лондонском внебиржевом спотовом рынке золота и торговлей золотыми фьючерсами на бирже COMEX в Нью-Йорке, и что «международная цена на золото» определяется комбинацией лондонских внебиржевых цен на золото и цен золотых фьючерсов на COMEX. Существенная часть объема всемирной торговли золотом приходится на лондонский внебиржевой рынок и нью-йоркские торговые площадки: в 2015 году 78% мирового торгового оборота золота приходилось на лондонский внебиржевой спотовый рынок, и еще 8% - на COMEX.
Исходя из статистики лондонского золотого клиринга за 2016 год, суммарный торговый объем на лондонском внебиржевом рынке золота в этом году был эквивалентен как минимум 1,5 миллионам тонн золота (при том, что реальные резервы слитковых банков LBMA составляли всего 100 тонн), а торговый объем фьючерсных 100-унциевых контрактов золота на COMEX достиг 57,5 миллиона контрактов, что эквивалентно 179000 тоннам золота.
Вопрос: И все же, международную цену на золото определяет физический или бумажный рынок золота?
Международная цена на золото целиком определяется «бумажными», т. е. нефизическими рынками золота. И лондонский внебиржевой рынок золота, и COMEX по своей структуре являются бумажными рынками. Спрос и предложение физического золота не играют никакой роли в определении цены на золото на этих рынках. Транзакции с физическим золотом на всех других рынках просто наследуют цену, установленную на этих бумажных рынках.
На лондонском внебиржевом рынке, главным образом, происходят торги синтетическим нераспределенным золотом с денежными расчетами, без физической поставки золота. Такие транзакции имеют мало общего с какими-либо базовыми золотыми резервами, поскольку это, де-факто, золотые деривативные позиции. По определению, нераспределенные золотые позиции - это просто серия платежных требований к слитковым банкам, где держателем является необеспеченный кредитор банка, и банк берет на себя долговое обязательство выплатить этому держателю определенное количество золота. Держатель, в свою очередь, берет на себя кредитный риск в отношении слиткового банка. Таким образом, лондонский внебиржевой рынок золота - это всего лишь площадка для торговли золотыми кредитами.
Слитковые банки - участники лондонского внебиржевого рынка также используют торговлю золотом с частичными резервами для создания большого количества бумажного золота из ничего (аналогично коммерческому кредитованию), причем торговля осуществляется с финансовым плечом и непрозрачно, и это бумажное золото лишь частично обеспечено физическим золотом. Такое «золото», по сути, является синтетическим.
Поскольку на COMEX торгуются лишь биржевые золотые фьючерсные контракты, то это, по определению, деривативный рынок. Денежные расчеты являются здесь нормой. Лишь каждый 2500-й золотой фьючерсный контракт, торгуемый на COMEX, сопровождается передачей гарантий на золото. Остальные контракты подразумевают денежные расчеты, а не расчеты физическим золотом. Другими словами - 99,96% золотых фьючерсных контрактов на COMEX - это контракты с денежными расчетами.
Поскольку на COMEX торгуются золотые фьючерсы, а в Лондоне - синтетическое нераспределенное золото, на обоих рынках золота, по сути, торгуются золотые деривативы, или бумажные золотые инструменты, а значит, международная цена на золото определяется на этих бумажных золотых рынках.
Вопрос: Объясните немного подробнее структуру лондонского внебиржевого рынка и COMEX.
По определению, торговля фьючерсами - это торговля деривативами, т. е. ценными бумагами, чья стоимость происходит от базового актива. Золотые фьючерсные контракты COMEX - это деривативы золота. Зарегистрированные на COMEX золотые запасы относительно невысоки, на COMEX поставляется очень мало физического золота, и ещё меньше физического золота изымается из авторизованных на COMEX золотых хранилищ. Что касается лондонского внебиржевого рынка золота, то здесь почти весь торговый объем представляет торговлю нераспределенным золотом, сводящуюся, как уже упоминалось выше, к платежным требованиям держателей позиций к слитковым банкам на определенное количество золота. Удовлетворение таких требований происходит очень редко. В основном сделки на лондонском внебиржевом рынке золота ограничиваются денежными расчетами. Трейдеры, спекулянты и инвесторы позиций нераспределенного золота практически никогда не получают поставку физического золота.
Данный факт подтверждается опубликованным в 2013 году Меморандумом о взаимопонимании между Королевской налогово-таможенной службой Великобритании и LBMA, где говорится, что на лондонском рынке золота «инвесторы приобретают права на металлы, хотя в большинстве случаев физическая поставка не осуществляется, и в 95% сделок происходит торговля нераспределенными металлами». В опубликованной в 2015 году юридической оценке нераспределенного золота от респектабельной юридической фирмы Dentons нераспределенное золото описано как «синтетическое» золото и как деривативные транзакции.
Согласно Dentons: «Реальность торговли нераспределенными слитками такова, что покупатели и продавцы редко планируют физическую поставку. Нераспределенные слитки используются в качестве «синтетических» резервов золота, чья цена определяется исходя из Лондонского золотого фиксинга».
Хотя LBMA не публикует объемы торговли золотом на регулярной основе, она опубликовала обзор торговли золотом в первом квартале 2011 года, откуда следует, что в первом квартале того года на лондонском внебиржевом рынке золота торговалось 10,9 миллиарда унций золота (или 340000 тонн). Поскольку в Лондоне хранится лишь около 6500 тонн золота (преимущественно это статические резервы центральных банков, индексных фондов и других держателей) торговая активность лондонского внебиржевого рынка совершенно не связана с базовыми физическими резервами золота. Более того, за всю историю человечества было добыто лишь около 190000 тонн золота (из них, согласно оценкам, половина находится в виде ювелирных изделий). Таким образом, 6500 тонн золота, торгуемых ежедневно на лондонском внебиржевом рынке, никак не связаны с рынком физического золота, однако эта торговая активность влияет на определение мировой цены на золото и на цены сделок и транзакций с физическими слитками.
Показательно, что, согласно информации банкиров из слитковых банков - участников LBMA, учредившим публикацию статистики лондонского золотого клиринга, в частности бывшему председателю LMPCL Питеру Фаве и Питеру Смиту из JPMorgan, статистика золотого клиринга LBMA включает такую торговую активность, как «спекулятивные форвардные ставки на цену золота с финансовым плечом (левериджем)» и «раскрытие спотовой цены инвестиционных фондов через нераспределенные позиции» - т.е. обычные ставки на цену золота. Так что торговая активность на лондонском рынке золота определяется не физической, а бумажной торговлей. Синтетическое золото создается из ничего, как простая бухгалтерская запись, и оформляется как денежная транзакция между сторонами контракта. В такой транзакции нет покупки физического золота или маржинальных требований на золото. Таким образом, синтетическое «бумажное» золото поглощает спрос, который в противном случае приходился бы на ограниченные резервы физического золота, а, следовательно, цена на золото не представляет спрос на физическое золото, поскольку спрос переносится с физического золота на «бумажное». При этом цена на «бумажное» золото используется во множестве транзакций с физическим золотом по всему миру, а значит, оказывает вполне реальное влияние.
Вопрос: Каким образом локальные рынки золота по всему миру используют международную цену на золото?
Локальные рынки золота по всему миру ориентируются на международную цену золота и обычно приводят свои локальные цены на золото в сопоставимые с международной ценой.
На рынке физического золота цена золотых монет и слитков определяется комбинацией спотовой цены и ажио. Ажио - это часть цены сверх номинальной стоимости содержащегося в монете или слитке драгоценного металла. Поскольку рынок физического золота является ценополучателем, его спотовые цены определяются международной ценой на золото + ажио.
Ажио золотых монет и слитков зависит от нескольких факторов. Во-первых, это естественные издержки на аффинаж и чеканку, в том числе стоимость производства, маркетинга, дистрибуции и страховки. Если продукт распространяется через оптовиков, то ажио будет отражать наценку оптовика. Еще одна составляющая ажио является полупеременной и отражает дисбаланс физического рынка, вызванный колебаниями спроса и предложения. Если спрос на золотую монету или слиток высокий, то ажио увеличивается. При высоком предложении ажио обычно ниже, чем при низком. Как правило, ажио на золотые монеты выше, чем на слитки, а ажио на большие монеты и слитки ниже, чем на малые.
Вопрос: Какова роль Шанхайской биржи золота (SGE) в определении цены на золото, и влияет ли SGE, с ее активной физической торговлей, на международную цену на золото?
SGE - крупнейшая в мире биржа физического золота. Через нее проходят почти все китайские физические золотые слитки. Объемы торговли золотом и статистика изъятия золота на SGE впечатляют. В 2016 году суммарный объем торговли золотом на SGE достиг 24338 тонн, что на 43% больше, чем в 2015 году, когда этот показатель составил 17033 тонн. Торговый объем SGE включает физические контракты, отложенные контракты, внебиржевые сделки с расчетами через SGE, а также торговый объем Шанхайской международной биржи золота (Shanghai International Gold Exchange (SGEI)). К концу 2016 года совокупный торговый объем SGEI (международной биржи), стартовавшей в сентябре 2014 году, достиг примерно 9000 тонн золота. Shanghai Gold Benchmark Price (Шанхайская эталонная цена на золото), или Shanghai Gold Fix (Шанхайский золотой фиксинг) - это проводящийся с 19 апреля 2016 года аукцион 1-килограммовых золотых слитков чистоты 99,99, котируемых в юанях (RMB).
Таким образом, для SGE характерны существенные объемы торговли (24338 тонн в 2016 году) и выдачи физического золота (1970 тонн в 2016 году). Сравните эти годовые объемы торговли физическим золотом на SGE с раздутым лондонским внебиржевым рынком золота, где нормой являются торговые объемы в 6500 тонн золота в день. Такое сравнение подчеркивает то, что лондонский рынок золота имеет лишь частичное обеспечение, и что на физические транзакции может приходиться лишь очень малая часть.
Но влияет ли торговля на SGE на международную цену на золото, определяемую на лондонском внебиржевом рынке и на COMEX, или же SGE - всего лишь ценополучатель?
Если кратко, то SGE не влияет на международную цену и действительно является ценополучателем. Не исключено, что SGE оказывает какое-то небольшое отложенное влияние на международную цену, но это требует дополнительных исследований. Китайский рынок золота - это закрытый рынок. Золото может импортироваться в Китай, но, как правило, не может экспортироваться из Китая. Импорт золота в Китай строго контролируется посредством лицензий на импорт, выдаваемых лишь небольшому числу китайских и иностранных банков.
Но есть смысл взглянуть на ажио SGE, чтобы посмотреть, не сигнализируют ли их изменения о возможности последующих изменений международной цены на золото. Ажио на SGE растут, когда шанхайская цена на золото превышает международную. Ажио SGE - потенциальный индикатор влияния торговли на SGE на международную цену на золото. В ноябре и декабре 2016 года, когда увеличился импорт золота в Китай, ажио SGE резко выросли с менее чем 0,5% до более чем 3%. Тем не менее, в тот же период международная цена на золото падала. Следовательно, в этом случае рост ажио SGE не влиял на международную цену на золото.
Но, как бы то ни было, в отличие от лондонского внебиржевого рынка и COMEX, Шанхайская биржа золота построена на определении цены физического золота. Об учреждении биржи золота в Шанхае впервые было объявлено в 2001 году в плане 10-й китайской пятилетки, где она называлось неотъемлемой частью стратегии по либерализации золота. Сразу после старта в 2002 году SGE стала поощрять граждан к владению физическим золотом, и к 2004 году частные лица - граждане Китая - могли совершать транзакции на бирже и покупать золотые слитки. На SGE физические поставки золота - это норма, а не исключение и у SGE имеется сеть из 61 золотого хранилища в 35 городах Китая.
Таким образом, SGE - естественный кандидат на ведущую роль в определении цены реального физического золота, при условии, что рынки физического золота станут независимыми от бумажных рынков, и спрос и предложение физического золота станут естественными определителями международной цены на золото.
Вопрос: Если сейчас цену на золото определяют бумажные рынки золота, то при каких условиях определять цену на золото смогут физические рынки?
Есть два вида рынков золота. С одной стороны - золотой фьючерсный рынок COMEX и лондонский внебиржевой рынок нераспределенного золота, с высоким левериджем и созданием золотых резервов из ничего. С другой - рынки физического золота, заимствующие цены на золото у этих бумажных рынков. В настоящее время рынки физического золота не влияют на международную цену на золото.
Переход доминирования в определении цены на золото от бумажных рынков к физическим возможен только через разделение цен физического золота и цен бумажного золота. Такое разделение возможно в случае изменения торгового поведения на бумажных рынках и/или при остром акцентировании и несимметричности баланса спроса и предложения на рынке физического золота.
Под изменением торгового поведения на бумажных рынках золота имеется в виду повышение частоты конвертирования бумажных платежных требований на золото (нераспределенных позиций или золотых фьючерсных позиций) в физические резервы либо напрямую, используя права конвертирования, либо опосредованно, путем продажи бумажного золота и покупки на вырученную сумму физического золота. Многие такие бумажные платежные требования удерживаются институциональными и оптовыми рыночными клиентами. Увеличение маржи держателей бумажного золота, требующих прямого конвертирования их бумажных платежных требований в физическое золото, вероятно, сделает такое конвертирование невозможным, поскольку регуляторы и администраторы бирж и рынков могут сделать обязательными денежные расчеты по фьючерсам и нераспределенным позициям.
Опосредованный вариант заключается в продаже бумажного золота и последующей покупке на рынке физических слитков на рынке физического золота у дилеров, таких как BullionStar. Такой переход к физическому золоту поднимет спрос на физическое золото настолько, что он может превысить предложение доступного золота. В то же время международная цена на золото упадет из-за давления продаж на бумажных рынках золота, что приведет к разделению цены бумажного и физического золота и увеличит рискованность продолжительного удерживания бумажных платежных требований на золото.
Триггером, способным вызвать смещение интереса с бумажного золота на физическое, может стать осознание критической массой владельцев бумажного золота того, что резервы физического золота ограничены, тогда как бумажные платежные требования на золото в лучшем случае лишь частично обеспечены. Признание этой реальности станет само сбывающимся пророчеством, подстрекающим все больше и больше владельцев бумажных платежных требований на золото конвертировать их в физическое золото.
Современные рынки физического золота в последние несколько лет стали свидетелями устойчивого движения физического золота с Запада на Восток, связанного с огромным спросом на физическое золото, исходящим из Китая, Индии и большинства других азиатских стран. Хотя потоки физического золота динамичны и могут из таких конечных пунктов, как Гонконг, Турция, Дубай и Таиланд, начать двигаться в обратном направлении, этого нельзя сказать о Китае и, в значительной степени, об Индии, откуда импортированное золото не возвращается. Начиная с 2001 года Индия импортировала более 11000 тонн золота, а Китай - 7200 тонн.
По мере того как все больше золота отправляется в такие места, как Китай и Индия, в количествах, превышающих годовую добычу, в надземных хранилищах остается все меньше золота для покрытия дефицита предложения. Золото как будто медленно исчезает из банков. Кроме того, на лондонском рынке золота осталось очень мало золота, не числящегося в золотых резервах центральных банков или индексных фондов. Кроме того, если в будущем владельцы бумажного золота предпочтут конвертировать свои бумажные платежные требования в физическое золото, это может стать катализатором возникновения на рынке физического золота еще большего избытка спроса и острой недостачи предложения.
В сценарии разрушения бумажного рынка золота первостепенным является владение физическим распределенным и обособленным золотом, т. е. физическим золотом, свободным от конфликтующих прав и претензий и не подлежащим ссуде или свопу. Уже сегодня бумажный рынок золота - это гигантский, раздутый до опасных размеров пузырь, где огромное количество платежных требований обеспечено очень небольшими резервами физического золота. Неустойчивый характер такого пузыря говорит о том, что его лопание - вопрос времени. При таком сценарии владение физическим золотом - единственное, что может защитить от коллапса финансовой системы и разрушения золотой банковской системы с частичным обеспечением.
Ронан Мэнли (комментатор компании Bullionstar).
***
ИМХО
Очень ценный и доходчивый материал для тех, кто решил разобраться, как формируются цены на драгоценные металлы, а так же в том, чем закончатся нынешние манипуляции с ценами на них…