Давеча Дмитрий Медведев обратил внимание на изменение структуры российской экономики. Он отметил рост несырьевых доходов в бюджете и выразил уверенность, что правительство поддержит эту тенденцию.
В 2015 году нефтегазовые доходы составили 57,1% доходной части бюджета, а остальные - 42,9%. Вроде бы, прогресс очевиден, если не брать в расчет некоторые нюансы. Дело в том, что доля нефтяных доходов бюджета в существенной степени связана с колебанием нефтяных цен. Например, 2016 году снижение доли нефтегазовых доходов определялось тем, что средние цены на нефть оказались минимальными. Для этого не нужно ничего высчитывать - достаточно просто взглянуть на график динамики цен, и все становится ясно.
Впрочем, подтверждение этих слов можно найти в докладе главы министерства экономического развития Максима Орешкина, который, выступая на итоговой коллегии Министерства энергетики РФ, заявил, что профицит федерального бюджета России по итогам первого квартала 2017 года составил более 350 миллиардов рублей и нефтегазовые доходы в этот период превысили 50%. Так что все предельно просто - нефть подорожала и доля нефтегазовых доходов снова заняла более половины доходов бюджета. Поэтому, никакого тренда, о котором говорят в правительстве, пока не видно.
Да, есть определенное развитие в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве), но если говорить о структуре доходов бюджета и что самое главное - о зависимости экономики от нефтяных цен, то здесь ситуация остается прежней.
***
ИМХО
На самом деле правительству РФ похвастать особо нечем. Оно в качестве «пожарной команды» штопало бреши в бюджете... копило валюту и поддерживало крупных представителей банковского сектора РФ... и при этом не прилагало значимых усилий, чтобы инициировать промышленный рост, где локомотивом мог бы стать сектор высоких технологий.
Так что «старая песня о главном», когда подешевевшие сырьевые ресурсы на мировых рынках обмениваются на чужую валюту, так и осталась основным лейтмотивом деятельности правительства РФ.
Досадно...