Пахнет жареным?

Apr 23, 2016 20:47

Последнее время кажется, что в мировой экономике всё тихо и спокойно. Курсы акций поползли вверх, а цена на нефть стала понемногу расти. В Китае наблюдается стабилизация ситуации на рынке. Да и для еврозоны вроде бы всё худшее позади. Поэтому в начале 2016 года инвесторы решили, что дела обстоят не так уж плохо.
Но, несмотря на это в голову приходит фраза из старого культового фильма Хэмфри Богарта под названием «Касабланка» - «Может быть, еще не сегодня, и даже не завтра… но уже скоро».


Действия китайских властей привели к росту экономической активности в стране, что способствовало росту цены на нефть выше уровня в 40 долларов за баррель. А Марио Драги недавно объявил о новом комплексе стимулирующих мер Европейского Центрального Банка, призванных ликвидировать угрозу дефляции. Одновременно с этим в США ежемесячно создаются сотни тысяч новых рабочих мест. Разве не так?
На эти вопросы можно дать ответ - «да, так». Китайская экономика восстанавливается после спада. Страхи перед ценой на нефть в 20 долларов за баррель отступили, а цены в еврозоне перестали снижаться. В США продолжается рост занятости. Международный валютный фонд прогнозирует в этом году 3% роста глобальной экономики - вроде бы ничего выдающегося, но все же...
Но всё же, не стоит себя обманывать! Китайский рост - это результат резкого повышения объема инвестиций и мощнейшей волны роста кредитования последних двух лет. Мы наблюдаем возврат к модели, отягощавшей экономику страны избыточными производственными мощностями, пузырем на рынке недвижимости и ростом числа безнадежных кредитов. Так что стабилизация экономики КНР достигнута такой ценой. Что касается повышательного тренда мировых цена на нефть, то он тоже выглядит весьма хрупким. Фактор превышения предложения над спросом так и не изменился.

Теперь об американской экономике: Здесь имеются две проблемы, одна абсолютно очевидная, а другая - скрытая. Первая заключается в том, что реальные доходы граждан продолжают снижаться, несмотря на сокращение безработицы. Американцы обнаружили, что заработная плата едва поспевает за ценами, и что расходы, выходящие за пределы жизненно необходимых, съедаются увеличившимися арендными платежами и медицинским обслуживанием.
В течение некоторого времени потребительские расходы получали поддержку за счет того, что сверхнизкие процентные ставки позволяли авто-дилерам предлагать хорошие условия для тех, кто, обладая ограниченными средствами, хотел купить новую машину или грузовик. Но сейчас рынок недвижимости и объемы продаж автомобилей опять снижаются.
Что касается скрытой проблемы, то она недавно была озвучена Эндрю Лапторном, главой отдела по анализу рынка акций французского банка «Сосьете Женераль». Дело в том, что многие компании воспользовались низкими процентными ставками ФРС и набрали долгов, которые им не были особо нужны.
Эти заимствованные средства затем, в основном, были реинвестированы обратно в рынок ценных бумаг через механизм слияний и поглощений и выкуп акций с целью повышения их цены в условиях отсутствия реального спроса, говорит Лапторн. Так что теперь эффект от этих процессов на нематериальные балансы в США начинает приобретать разрушительные масштабы. И скорее всего, триггером кризиса корпоративного долгового рынка станет падение курсов ценных бумаг, которое может быть вызвано повышением процентной ставки ФРС.

В Европе и Японии дела тоже идут не особенно хорошо… Крупная проблема еврозоны, помимо того факта, что введение евро само по себе было серьёзной ошибкой, заключается в том, что банковская система ЕС не соответствует стоящим перед ней задачам. На прошлой неделе в МВФ отметили, что третья часть банков стран еврозоны не имеет никаких перспектив стать прибыльными без срочного и весьма существенного реформирования. Это требует следующих мер: сокращения количества банков и что-то предпринять с 900 миллиардами евро невозвратных долгов, обременяющих их балансы с конца 2014 года.
Поскольку никаких перспектив реализации этих мер в ближайшее время не предвидится, Марио Драги крайне тяжело получить поддержку для своих мер монетарного стимулирования. План состоит в том, что отрицательные процентные ставки и количественное смягчение должны увеличить стимулы для коммерческих банков еврозоны повысить объемы кредитования. Однако, банковская система серьезно ослаблена и нормальные каналы для создания кредитов по сути дела блокированы.

Сказанное выше справедливо и в отношении Японии, где финансовые рынки крайне болезненно отреагировали на введение отрицательных процентных ставок в начале текущего года. В Японии, как и в Европе, идея заключалась в том, что банки станут выдавать больше кредитов, если их начать наказывать отрицательными ставками за создание излишних денежных запасов. Предполагалось, что наращивание объемов кредитования приведет к росту инвестиций и потребления, которые в свою очередь вызовут повышение цен. Но, увы, этот план не сработал. Наблюдалось лишь слабое и кратковременное воздействие на ситуацию, банки не увеличили свои кредитные портфели, а курс иены даже вырос в отношении иностранных валют, а не снизился, поскольку инвесторы стали опасаться, что Банк Японии быстро утрачивает возможность контроля за ситуацией. И они, в общем-то, правы.

Центральные банки, разумеется, говорят о том, что ситуация под контролем и нет причин для беспокойства. Хотя… как говорится, постепенно начинает «пахнуть жареным». И тот факт, что экономисты Deutsche Bank в своих публикациях на прошлой неделе опять стали поговаривать об идее бывшего главы ФРС США Бена Бернанке о «разбрасывании денег с вертолетов» - является плохим предзнаменованием. Немецкие специалисты дают понять, что базовый вариант «разбрасывания денег с вертолетов» включает центральный банк, печатающий деньги, которые можно затем было бы передать министерству финансов, а оно бы уже истратило их на снижение налогов и рост государственных расходов. Но здесь имеется два отличия от так называемого «количественного смягчения» - деньги должны идти непосредственно компаниям и физическим лицам, а не распределяться через банки. А кроме того, центральный банк не должен желать получить их когда-нибудь обратно.
Это не значит, что к этому плану необходимо переходить немедленно. Ведущие центральные банки вполне могут как-то продержаться до конца нынешнего года, наращивая программы количественного смягчения и загоняя процентные ставки еще глубже в отрицательную зону. Однако, фундаментальная вялость мировой экономики означает, что уже сейчас легко предвидеть спад в 2017 году.
Вопрос лишь в том, какой центральный банк окажется первым. Жесткая линия Германии означает, что это явно будет не ЕЦБ, хотя именно в еврозоне имеются серьезные основания для «разбрасывания денег с вертолетов». Поэтому, жребий будет брошен между Федеральной резервной системой, которая как правило готова экспериментировать с чем-то новеньким именно тогда, когда ситуация становится достаточно отчаянной, и Банком Японии, где, как напоминает нам доклад немецких специалистов, тактика «разбрасывания денег» уже применялась в 30-х годах прошлого века. Тогда она помогла стране избежать великой депрессии и отделаться гораздо меньшими потерями, чем западным странам. Но неизвестно, как дело может сложиться в этот раз.

Ларри Элиот (британский эксперт).

***

ИМХО
Очередной финансовый специалист, который как и Алeсдep Maклaуд, говорит о том, что в мировой финансовой системе «пахнет жареным». Собственно, таких уже много.
Не хотелось бы «гадать на кофейной гуще», но с Ларри Элиотом можно согласиться в плане того, что серьёзные проблемы в мировой экономике могут начаться уже в 2017 году.

мировой кризис, кризис, США, по ходу дела, Китай, Япония, КНР, Европа, ЕС, ЕЦБ

Previous post Next post
Up