Балтийский фрахтовый индекс (Baltic Dry), который показывает спрос на морские грузоперевозки через стоимость логистики, является одним из косвенных индикаторов реальной экономической ситуации в мире. За несколько месяцев до кризиса, разразившегося в 2008 году, Baltic Dry рухнул на 90%. И это при том, что в индекс включено большое количество «сухих грузов» (металлы, уголь и т.д.), а также продовольственные товары, которые вплоть до обвала финансовой системы продолжали неуклонно дорожать.
Baltic Dry считают опережающим индикатором, ибо он обваливается до того как в системе начинается цепная реакция. И наоборот - когда экономика вдруг уходит в рост, то требуется больше контейнеровозов, а построить их моментально невозможно, поэтому балтийский фрахтовый индекс показывает резкий рост.
Так вот - за последние три месяца этот индекс просел на 50%, в итоге опустившись ниже кризисных уровней. Однако, по целому ряду причин нельзя считать Балтийский фрахтовый индекс идеальным индикатором. Ведь перед кризисом было построено довольно много новых сухогрузов и контейнеровозов, так что с тех пор Baltic Dry так не вернулся на свои прежние уровни.
В целом сегодня возить грузы приходится дешевле не только из-за низких котировок нефти, но и по другим причинам (например, из-за колебания курсов валют). Поэтому, будет интересно посмотреть, что будет происходить дальше. По идее, дешевая логистика сама по себе должна рано или поздно толкнуть Baltic Dry вверх. Если же этого не произойдет и после нынешнего значения в 666 пунктов мы увидим дальнейшее снижение, можно будет говорить если и не о глобальном кризисе, то, как минимум, о серьезных проблемах у компаний, занимающихся морскими перевозчиками.
***
ИМХО
Есть смысл посмотреть и на другие опережающие индикаторы. Но то, что ожидать чего-то хорошего в мировой экономике пока не приходится, это точно…