Впервые за почти два десятилетия, страны экспортирующие нефть почти не будут экспортировать нефтедоллары. Это связано с существенным падением нефтяных цен. Ранее экспортёры фактически содействовали рециркуляции доллара, а также вели устойчивое реинвестирование полученных средств, чем повышали номинальную стоимость всех долларовых активов. Но сейчас, ввиду резкого падения цен на нефть, может произойти глобальный сдвиг ликвидности мирового рынка.
Раньше потоки денег из России, Анголы, Саудовской Аравии и Нигерии текли на финансовые рынки, а это помогало повышать цены на активы, одновременно сохраняя низкую стоимость заимствований.
Однако в этом году производители нефти будут крайне мало экспортировать капитал. По итогам 2014 года этот показатель может оказаться равным всего 7,6 миллиарда долларов, тогда как в 2013 году экспорт составил 60 миллиардов, а в 2012 году достигал 248 миллиардов долларов.
В пик активности на финансовые рынки возвращалось до 500 миллиардов долларов в год, а нынешний год может оказаться первым за очень долгое время, когда экспортеры энергоресурсов будут наоборот - привлекать капитал. И если цены на нефть продолжат падать дальше, то многим странам потребуется дополнительный капитал, хотя бы на то, чтобы просто погашать имеющиеся долги. Иными словами, страны-экспортеры нефти станут забирать ликвидность с финансовых рынков. Такой расклад может привести к повышению стоимости заимствований для правительств и компаний.
Основные экспортеры просто будут оставлять деньги внутри своих стран, не инвестируя их вовне. А это означает негативные последствия для ликвидности на финансовых рынках, не говоря уже о давлении на казначейские облигации.
Некоторым странам, добывающим существенные объемы нефти, придётся столкнутся с серьезными проблемами. В Анголе, например, темпы роста экономики упадут до -2%, в Ираке рост ВВП на уровне 4,5% сменится падением на 1,6%, экономика Казахстана и Азербайджана будет падать на 0,9% (по сравнению с ростом на 5,8% ранее). Об этом говорят аналитики BNP Paribas. При этом, на экономический рост в России влияние негативного фактора низких нефтяных цен будет не столь сильным. При устойчивой цене на уровне 80 долларов за баррель экономика замедлится до 0,6%. А в некоторых странах (например - в ОАЭ, Катаре и Кувейте), негативное влияние на ВВП может быть компенсировано налогово-бюджетным стимулированием.
Понятно, что развивающиеся рынки пострадают от падения цен на нефть. В 2015 году их темпы роста, в целом, упадут на 0,4 процентного пункта, а общий профицит счета текущих операций снизится на 0,58 процентного пункта (до 0,6% ВВП при дефиците бюджета на уровне 2,9% ВВП).
При таком сценарии выгоду могут извлечь импортеры, так как их экономика сможет расти быстрее на 0,4 процентного пункта при улучшении профицита текущего счета платежного баланса до 1,1% ВВП. Фактически всё это означает, что сильный доллар окажет обратное влияние на стоимость долларовых сырьевых товаров, включая нефть.
Что касается экспортеров, то они будут терять налоговые поступления, столкнутся со спадом ВВП из-за снижения экспортной выручки. В конечном итоге это будет негативно влиять на риски по долгу и может привести к снижению кредитных рейтингов.
***
ИМХО
Низкие цены на нефть, конечно же, будут оказывать значительное влияние на мировую экономику в целом. С одной стороны, они создадут проблемы экономикам стран-экспортёров нефти (снижение роста, государственных расходов и т.д.), с другой - это грозит дефицитом ликвидности на финансовых рынках (другими словами, странам, занимающим деньги на долговых рынках станет труднее это делать). А кроме того, у развитых стран снизится высокотехнологический экспорт, ибо платёжный потенциал стран-экспортёров энергоносителей существенно снизится. Так что плохо от падения цен (в той или иной мере) будет всем.
Пока непонятно, насколько «долгоиграющей» окажется возникшая ситуация с нефтяными ценами. Но то, что от 2015 года ничего хорошего ждать не приходится, это точно.