Как возникают эмоции?
Любая эмоция - это реакция человека на ситуацию. Но возникновение конкретной эмоции и сила этой эмоции - это следствие того, что человек имеет определенный склад характера и определенное видение ситуации. При этом можно различать "осознанные" и "неосознанные" эмоции.
Неосознанные возникают просто: ситуация - неосознанная реакция. С осознанными во многом похоже, но немного не так: ситуация - неосознанная реакция - осмысление ситуации - перемена отношения - реакция на ситуацию, точнее, на более полное (или кажущееся таким) ее понимание.
Невозможно контролировать возникновение и силу эмоций. Но можно контролировать свою реакцию на эти эмоции (как в плане их внешнего проявления, так и в плане действий, которые являются следствием этих эмоций).
Как проявляется контроль над эмоциями?
Есть три понятия:
1) Восприимчивость - то, насколько легко внешние раздражители вызывают у человека эмоции.
2) Эмоциональность - то, насколько сильные эмоции появляются у человека.
3) Экспрессивность - то, насколько сильна внешняя реакция человека на эмоции.
Здесь и будет задействован контроль - то, насколько осознанно человек может выбрать способ показать или скрыть свои эмоции. При этом для разных людей "естественным" является разное проявление одной и той же эмоции. Кто-то в ответ на оскорбление покажет недовольство выражением лица, кто-то оскорбит в ответ, кто-то ударит - но всё это будет просто способом проявить эмоцию. И неосознанная реакция на внешний раздражитель может быть разной не только вследствие воспитания, но и в зависимости от состояния человека на момент возникновения ситуации, потому что состояние человека, как и его воспитание и характер, тоже влияет на восприимчивость, эмоциональность и экспрессивность.
Так зачем нужен контроль?
Для того, чтобы не стать заложником ситуации. Если эмоции управляют человеком, они не только мешают ему осмысленно действовать, но и препятствуют осмыслению ситуации. Человек оказывается в своеобразном «коконе» из эмоций, который отстраняет его от участия в ситуации. Если же эмоции под контролем, они не мешают принять решение и влиять на ситуацию.
Как научится контролировать эмоции?
Нельзя мгновенно научиться полностью контролировать себя - только в ходе тренировки. Для этого нужно понять собственные эмоции, их причины и следствия того или иного поведения.
В конкретной ситуации нужно решить для себя такие вопросы:
1) Что я чувствую?
2) Почему я это чувствую?
3) К чему приведет действие, продиктованное этим чувством?
4) Какой результат мне нужен?
5) Как этого результата можно добиться?
Естественно, в реальной ситуации нет возможности долго раздумывать и искать ответы. Поэтому, чтобы контролировать эмоции, нужно также уметь быстро думать и принимать решения.
Почему люди сами по себе не могут контролировать эмоции?
Потому что умение контролировать эмоции - такой же навык, как и контроль своего поведения. Нас с детства учат не совершать те или иные действия, но мало кого учат контролировать еще и эмоции. Таким образом, контролируя свои эмоции, вы сможете контролировать свои действия и как минимум не быть заложником ситуации, а как максимум - быть ее хозяином.
А что, если заранее известно решение для ряда ситуаций, и они становятся обдуманными, даже если человек не обдумывает их на месте?
В качестве примера можно привести стандартную мгновенную реакцию на измену партнера, соответствующую сложившемуся стереотипу об отрицательности подобного поступка. Мы полагаем, что в целом это по-прежнему осознанная эмоция, но при условии, что человек понимает, почему она такова, а не просто воспроизводит самую распространенную реакцию. В теории возможно определить заранее, как правильно реагировать в той или иной ситуации, но на практике может оказаться, что ситуация не полностью соответствует обдуманному, и ее нужно анализировать отдельно.
Действительно, подобная реакция может быть не полностью осознанной (даже если изначально осознана), если в непосредственной ситуации не обращать внимание на контекст и пренебрегать деталями. Интересен следующий факт - реакция вследствие осознанной и неосознанной эмоции может быть одной и той же.
Как в таком случае охарактеризовать затаенные эмоции, например, злость, требующую компенсации в дальнейшем?
На наш взгляд, это тоже будет эмоциональным действием, так как подобное состояние может сохраняться долго. Ситуация, когда возникает потребность отомстить за задетые чувства, фактически остается прежней. Все объясняется тем, что в случае затаенной обиды человек, как и было описано, контролирует себя. И этот контроль, в свою очередь, позволяет сдерживать и корректировать свою реакцию на эмоции.
Но в такой ситуации человек может контролировать только свою реакцию и полностью не властен над эмоциями.
Однако в некоторых случаях, переосмыслив текущее положение вещей, некто может прийти к выводу, что обида была сильнее, чем изначально показалось; но в этом случае, понимая больше о ситуации, человек моделирует для себя новую ситуацию с новыми вводными. Здесь можно принять решение обидеться и отомстить, даже если это противоречит первоначальному намерению. Но это принципиально другая ситуация, и к прошлой она не относится. Каждый контролирует себя по-разному. Самоконтроль может быть достаточен, чтобы сдержать себя на месте, но недостаточен, чтобы сдержать себя, когда ситуация изменится или усугубится.